Порт предназначен для перевалки грузов, направляющихся на АЭС «Руппур». Из-за того что Падма подмывает берега и меняет ширину и глубину в зависимости от сезона, генподрядчик строительства порта «Атомстройэкспорт» провел работы по укреплению русла реки.
В Бангладеш по рекам идет около трети грузовых и пассажирских перевозок. Общая длина внутренних водных путей — 24 тыс. км. Для судоходства пригодны семь путей. В период муссонных дождей их протяженность составляет 5968 км, в сухой сезон — в 1,5 раза меньше, 3 865 км.
Проектировали порт НИАЭП и «МортрансНИИпроект». Они спланировали территорию грузового терминала, разработали гидротехнические решения для укрепления берегов, устройство двух причалов — для навалочных и генеральных грузов, внутрипортовую инфраструктуру: сети водои электроснабжения, канализацию, системы безопасности. Строил порт «Оргэнергострой».
Чтобы обеспечить поставку грузов в период интенсивного строительства АЭС, то есть уже сейчас, проектировщики в 2014–2016 годы провели комплекс исследований, включая гидрологический мониторинг и анализ маршрута доставки общестроительных и крупногабаритных грузов. Выяснилось, что дно и берега размывает как раз там, где запланировали устроить водозабор (Падма еще и источник воды для системы охлаждения атомной станции). Чтобы во время сезонных паводков не размывало русло на участке приречной инфраструктуры АЭС, решили построить сплошные защитные сооружения.
Берегоукрепление представляет собой дамбу высотой 8 м из железобетонных тетраэдров и камней, упакованных в геотекстильную оболочку. Пока западное берегоукрепление проходит между передними стенками двух причалов, выходящих в акваторию. Северное и южное берегоукрепления защищают порт с трех «тыловых», не выходящих к реке, сторон. Потом берег будет укреплен по всей длине — от водозаборных сооружений, которые будут расположены к югу от станции и причала, до автодороги с севера (см. план). Это 3,5 км.
Во время исследований выяснилась еще одна проблема. Уровень воды в Падме в зависимости от сезона колеблется в пределах 10 м. Максимум, 15,19 м (абсолютная отметка), по данным наблюдений Водной службы Бангладеш с 1911 по 2015 год, отмечен в 1998 году. Минимум, 4,22 м, — в 1993-м. Пиковые значения стока, то есть наивысший уровень воды в реке, приходятся на август и сентябрь. Порт был спроектирован и построен с таким расчетом, что даже при самой низкой воде в марте и апреле глубина у причальной стенки составит не меньше 3,5 м, чтобы принимать суда с грузами круглый год.
Площадка порта спроектирована так, чтобы на нее не влиял ни подъем грунтовых вод, ни подъем воды в реке. Причалы типа больверк состоят из трубошпунта, длина свай — 37,55 м. В порту установлены два крана грузоподъемностью по 63 т, будут установлены еще два, фирмы Liebherr, грузоподъемностью 308 т каждый.
Порт строили полтора года.
«Он уже принимает строительные грузы и технологическое оборудование. Через этот терминал на площадку скоро поступят ключевые элементы реакторного отделения первого блока: корпус реактора ВВЭР‑1200, четыре парогенератора и полярный кран»,
— отметил вице-президент ИК «АСЭ», директор проекта по сооружению АЭС «Руппур» Сергей Ласточкин.
Маршрут такой: с предприятий-производителей грузы доставляют в порты Санкт-Петербурга и Новороссийска. Оттуда — в Бангладеш в морской порт Монгла. Там стройматериалы и оборудование перегружают на речные суда, которые идут вверх по Падме до стройплощадки.
Грузовой терминал на Падме примыкает к территории АЭС, их соединяют внутриплощадочные дороги. Порт будет обслуживать только станцию, то есть после пуска АЭС «Руппур» в паре они проработают минимум 60 лет — это базовый срок эксплуатации блоков с ВВЭР‑1200.