12 мая 2021

В Снежинском филиале МИФИ прошли профессиональные пробы «Кто ты в атомной отрасли?»

27-30 апреля в Снежинском физико-техническом институте НИЯУ МИФИ прошло Всероссийское профориентационное мероприятие – профессиональные пробы «Кто ты в атомной отрасли? Try a Skill!».

На несколько дней учебные лаборатории и образовательные центры вуза заполнили необычные студенты: совсем юные (11-16 лет), в униформе с символикой Росатома и НИЯУ МИФИ. Здесь, на снежинской площадке Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, ребят из разных уголков страны, от Мурманска до Красноярского края, объединило желание познакомиться с профессиями будущего, востребованными на ведущих предприятиях страны как минимум в ближайшие 10-20 лет.

В СФТИ НИЯУ МИФИ с 2018 года реализуется проект «Кто ты в атомной отрасли? Try a Skill!», нацеленный на знакомство школьников с профессиями атомной сферы.

Профессиональные пробы дают каждому участнику возможность ощутить себя в качестве инженера-конструктора, инженера-электроника, системного администратора или оператора современного станка с ЧПУ, специалиста по изготовлению прототипов и охране труда или создателя мобильных роботов. Обучение действием происходит под руководством молодых преподавателей и студентов вуза – победителей национальных и отраслевых чемпионатов по методике WorldSkills, Всероссийских студенческих олимпиад.

Профпробы гармонично вписались в работу по реализации четырехстороннего соглашения о сотрудничестве между Администрацией ЗАТО Снежинска, НИЯУ МИФИ, РФЯЦ-ВНИИТФ и Корпоративной академией Росатома о взаимодействии в рамках развития системы ранней профориентации и подготовки кадров в соответствии с отраслевыми и международными требованиями к уровню профессиональных компетенций «Юниоры AtomSkills». 

За время проекта участниками профпроб и профильных юниорских смен в очном формате становились как снежинские, так и иногородние школьники из городов и мегаполисов УрФО, кто-то из них, сделав осознанный выбор профессии, уже стал студентом, активно влился в юниорское движение страны и отрасли. Примечательно, что первые юниоры-чемпионы уже сами стали наставниками, доказав тем самым, что секрет «вечного двигателя» системы ранней профориентации заключается в вовлеченности и увлеченности школьников, студентов и молодых специалистов своим инженерным делом.

С началом пандемии коронавирусной инфекции профпробы перешли в дистанционный формат: в кратчайшие сроки были созданы обучающие онлайн-курсы, моментально набравшие десятки просмотров. Секрет популярности в том, что над туториалами работала молодежь, говорившая с обучающимися на одном языке. Кроме того, студенты, наряду с наставниками, приступили к обучению школьников страны в рамках всероссийских онлайн интенсивов «Юниоры Росатома», созданных под эгидой Корпоративной академии.

В 2020 году проект СФТИ НИЯУ МИФИ по реализации комплекса профориентационных мероприятий, способствующих развитию инженерно-технического творчества «Профессиональные пробы как ключевой элемент ранней профориентации», стал абсолютным победителем конкурса лидерских практик в области профориентационной и образовательной деятельности в городах присутствия ГК «Росатом».

Инициатива оказалась настолько интересной для отрасли, что ее даже растиражировали на предприятия и образовательные организация городов присутствия Росатома. Для того чтобы научиться организовывать профпробы на местах в интересах уже своих предприятий-работодателей, участники обучения сначала знакомились с теорией, а теперь получили возможность увидеть, как проходит действо, с помощью веб-камер, присутствуя на каждой из компетенций виртуально.

А вот выполнить задания наставников школьники смогли абсолютно реально, поочередно вооружаясь то продвинутым конструкторским ПО, то паяльником, кримпером или тестером. Ежегодно СФТИ НИЯУ МИФИ дает им уникальную возможность прикипеть к профессии и телом, и душой, стать частью команды НИЯУ МИФИ, частью команды Росатома.

В этом году в профессиональных пробах приняли участие 65 ребят из Мурманской области, Красноярского края, Казани, Курчатова, Сургута, Челябинской и Свердловской областей. Команда экспертов, их помощников – студентов СФТИ НИЯУ МИФИ и сотрудников вуза включала в себя почти 30 человек. Школьников сопровождали более 20 волонтеров. Общий объем учебной нагрузки составил 100 академических часов.