В конце июня из Индии в Приморье, на Тихоокеанский флот, вернулась атомная подводная лодка (АПЛ) «Нерпа». В отечественной классификации этот ракетно-торпедный крейсер значится под номером К-152 советского проекта «Щука-Б» (Akula-1 в классификации НАТО). В ВМФ Индии она почти 10 лет числилась как субмарина S72 Chakra.
На стапелях завода имени Ленинского комсомола «Нерпу» заложили еще в 1993 году. Она была седьмой в списке из 11 атомоходов, планируемых к постройке на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Но в итоге оказалась последней: СССР развалился, а у новой России не было сил и средств на строительство всей серии подводных ракетоносцев третьего поколения. Более того, подлодку К-152 могла ждать печальная участь своих младших «сестер» и «братьев», уже заложенных, но не законченных даже в металле. Несмотря на высокую степень готовности, в 90-х всерьез обсуждался вариант разделки корпуса АПЛ на гвозди. Собственно, остальные оставшиеся на стапелях завода подлодки отправились на переплавку. А К-152 – в Индию.
Судьбу многоцелевой АПЛ решил премьер-министр РФ Владимир Путин после обращения к нему руководителей государства в Южной Азии – осенью 1999 года он посетил комсомольское предприятие и осмотрел корабль. В то время и позже Индия выражала большую заинтересованность в пополнении своих вооруженных сил боевой техникой, оружием и боеприпасами российского производства. Она покупала самолеты, средства ПВО, танки, гаубицы, зенитные и тактические ракеты, стрелковое вооружение на многие миллиарды долларов США. В числе прочего индусы приобрели у нас «подержанный» авианосец «Адмирал Горшков» и после модернизации превратили его в свой флагман «Викрамадитья» – даже собирались заказать для него у приморского авиазавода «Прогресс» несколько перспективных вертолетов Ка-52.
Особый интерес у наших партнеров был к дефицитным тогда и сейчас кораблям подводного флота. В то время эксперты даже предполагали, что средства на доводку «Нерпы» выделили индусы, однако подтверждений этому факту не нашлось. Но в любом случае сумма в завершение строительства лодки была вложена внушительная. В беседе корреспондента «В» с тогдашним губернатором Хабаровского края Виктором Ишаевым в 2008 году речь шла о государственном транше в 1,9 млрд рублей. Эти деньги очень помогли дальневосточным корабелам и их смежникам выжить в тяжелый период отсутствия заказов.
Летом 2006 года АПЛ сбросили на воду. К этому времени технологии сделали шаг вперед, поэтому основные системы движения и жизнеобеспечения корабля, в том числе навигации, акустики, гидравлики, оснащались уже модернизированными до уровня четвертого поколения аппаратами и оборудованием. Некоторые изделия и вовсе только тестировались, не имея мировых аналогов. А еще через год-полтора начались всевозможные испытания лодки и ее систем.
В Японском море «Нерпу» обслуживал подготовленный экипаж ТОФ. Вместе с корабелами Комсомольска и Большого Камня они проверяли по всем параметрам свой корабль, особенно его атомное «сердце» и вооружение.
8 ноября 2008 года случилось ЧП: во время пробного похода в подводном положении сработала лодочная объемная химическая (ЛОХ) система пожаротушения. В результате последовавшего выброса фреона погибли 20 и пострадали 21 человек. Они были работниками Амурского судостроительного завода и его филиала «Восток», военнослужащими Тихоокеанского флота, представителями заводов-поставщиков.
Пострадавших эвакуировали для госпитализации вертолетами и скоростными судами в Находку и Владивосток. Все они выжили. Погибших отправили на их малую родину и без особой огласки, за счет Минобороны, придали земле. Их родственникам, а также нескольким выжившим подводникам и корабелам передали государственные награды.
По факту аварии завели уголовное дело. Козлами отпущения хотели сделать командира АПЛ капитана I ранга Дмитрия Лаврентьева и трюмного машиниста матроса-контрактника Дмитрия Гробова. Редакция «В» с тревогой следила за процессом, а ранее публиковала репортажи о спасении пострадавших на «Нерпе». К счастью, обоих Дмитриев хоть и не сразу, но оправдали.
Во-первых, комиссия, расследовавшая ЧП, признала действия командира и экипажа безупречными: они были совершены в считаные секунды, удалось избежать потери самого корабля, а количество погибших и пострадавших было сведено до реально возможного минимума. Во-вторых, ученые и конструкторы-разработчики определили причину нештатной ситуации: аппарат спасения вместо хладона был заправлен тетрахлорэтиленом. Те, кто его закачивал перед выходом в море, оказались среди «двухсотых». А военный представитель, накануне закупивший от имени Минобороны это вещество в Петербурге и отправивший его во Владивосток, странным образом погиб – провалился в полынью и утонул.
Но и это не все. Удалось выяснить, из-за чего произошел сбой работы программного обеспечения, в результате которого без команды оператора сработала сигнализация перепада давления в трубопроводах системы ЛОХ о подаче огнегасителя в отсек. В конструкцию были внесены изменения. Это очень важно, поскольку данными системами оснащаются все нынешние подлодки четвертого поколения. Поэтому сейчас военные моряки гарантированно защищены.
Случившаяся в конце 2008 года трагедия сдвинула сроки испытаний и сдачи в эксплуатацию крейсера. Но в дальнейшем сбоев не было. Корабль вошел в состав ВМФ России и сразу же был передан в лизинг ВМС Индии – так в январе 2012 года вместо «Нерпы» появилась Chakra. А еще через два месяца она прибыла на базу Вишакхапатнам для прохождения службы в составе 8-й эскадры, на ней подняли индийский флаг. Это была вторая атомная субмарина в распоряжении индусов. Первая под таким же названием, Chakra, также была советской постройки и по завершении аренды вернулась на Тихоокеанский флот. На ней, кстати, случился пожар и несколько серьезных аварий, но реактор остался невредим.
«Индийцы и русские – братья!» – этот лозунг произнес Никита Хрущев в далеком 1955 году. С той поры северяне продавали южанам самое современное оружие, чтобы те могли себя защитить в противостоянии с британцами, пакистанцами, китайцами… Вояки из этих братьев так себе, подобная ситуация складывается и с производством вооружения и техники. Однако с нашей и с божьей помощью у них что-то стало получаться. Индия и Россия стали совместно выпускать крылатые ракеты «Брамос-2», ведутся переговоры о такой же схеме сборки истребителей пятого поколения. Но с атомоходами такой трюк не пройдет: слишком все сложно, а многое еще и секретно.
Подводники с полуострова Индостан осваивали переданный Россией атомный ракетоносец; местные корабелы вдоль и поперек изучали подводный корабль. Но в отличие от специалистов из Поднебесной им так и не удалось наладить собственное производство подлодок.
Условия эксплуатации реинкарнированной лодки Chakra были жесточайшие. Индийский океан слишком теплый для нашего подводного флота, привыкшего к прохладным и ледяным широтам. Влажность, соленость, температура – все эти показатели выше, чем у родных берегов. Поэтому и коррозия увеличивается с повышенной скоростью. Крейсер часто и подолгу выходил на боевые дежурства. Учения чередовались с учебой молодого пополнения подводников; дежурства у чужих берегов сменяли демонстрацию флага в портах дружественных стран региона. Стрельбы велись из всех видов оружия.
Индия хотела продлить срок аренды АПЛ. Но во время очередного похода случилась новая нештатная ситуация, информация о которой засекречена. Chakra потребовался ремонт. Если бы лодку сразу поставили в индийский док, то работа завершилась бы аккурат к окончанию срока лизинга – весне 2022 года. Партнеры ради дальнейшей эксплуатации атомохода были готовы на любые условия, вплоть до капитального ремонта в российских доках, чтобы заодно осуществить перезарядку активной зоны реактора.
Россия отказалась от всех предложений. Причины могут быть разные: от внешнеполитических, связанных со сложной международной обстановкой, до технических или бюрократических. Так или иначе, но в итоге индусы вернули крейсер раньше срока. В надводном положении субмарину перегнали через Индийский и Тихий океаны. От Малаккского пролива до залива Петра Великого ее сопровождали большой противолодочный корабль ТОФ «Адмирал Трибуц» и морской буксир «Калар».
Теперь подлодку К-152, скорее всего, ждет серьезный ремонт, а возможно, и полная модернизация на Дальневосточном заводе «Звезда». Перво-наперво необходимо сделать ревизию всех механизмов и оборудования, вооружения. Для подготовки проектной документации потребуется несколько месяцев. Тем временем в Большом Камне подготовят эллинг для ее подъема на сушу. Работы на берегу займут еще несколько лет. После чего, как ожидается, корабль войдет в состав дивизии многоцелевых подводных лодок Тихоокеанского флота. Лишней на Камчатке «Нерпа» точно не будет.