8 сентября в рамках 15-й международной выставки и форума «Вода: экология и технология» ЭкваТэк состоялся круглый стол на тему цифровизации ЖКХ и, в частности, работы водоканального комплекса. Спикерами круглого стола стали представители органов власти, институтов развития, руководители предприятий ЖКХ.
Участники обсудили текущий статус и направления цифровой трансформации отрасли, механизмы государственного софинансирования проектов цифровизации, лучшие решения, реализованные российскими предприятиями, работающими в сфере водоснабжения, и IT-компаниями. Мероприятие прошло при поддержке дочерней компании Госкорпорации «Росатом» «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР).
Модератор дискуссии Максим Митченков, ведущий радиостанции «Коммерсант ФМ», задал тон встречи, подсветив важные для обсуждения вопросы:
«Нужна ли цифровизация в такой консервативной отрасли? Стоит ли ее бояться или нужно идти впереди всех? Дорого ли она обходится и где взять на все это деньги?»
Умное ЖКХ – это часть комплексного проекта «Умный город». Мероприятие открыл начальник отдела по внедрению технологий «Умный город» ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России» Евгений Дук. Он рассказал о показателях проекта, государственных инициативах, привел в пример несколько лучших практик. По словам спикера, на сегодняшний день в проекте «Умный город» – 213 городов, среди которых 203 города участвуют в апробации и совершенствовании индекса IQ городов. Это интегральная оценка уровня цифровизации городского хозяйства, разработанная совместно с учеными МГУ. Индекс включает в себя 10 субиндексов, одним из которых является как раз «Умное ЖКХ».
В настоящее время ведомство, выполняя поручение Президента России, разработало проект стратегии цифровой трансформации строительства и ЖКХ.
«Одним из направлений стратегии станет развитие ЖКХ, здесь у нас заявлены три инициативы, – пояснил спикер. – Первая, «Новый умный дом», предусматривает создание систем управления многоквартирными домами. Вторая, «Решаем вместе», поможет вовлечь жителей с помощью внедрения учета общественного мнения при определении приоритетов развития территорий. И третья – то, чему посвящен сегодняшний круглый стол, – развитие цифровой инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. В этот блок входит внедрение типовых систем ресурсоснабжения («Умный водоканал», «Умное теплоснабжение», «Умное городское освещение») на основе открытых цифровых платформ. Реализация стратегии должна в том числе создать единые стандарты внедрения таких систем и централизацию на государственном уровне информации по состоянию ЖКХ».
Советник генерального директора «Российского Фонда развития информационных технологий» (РФРИТ) Михаил Азовцев поделился механизмами государственного софинансирования проектов цифровизации производств. По его словам, в 2020 году фонд профинансировал соответствующие проекты в промышленности и ЖКХ более чем на 4 млрд рублей. Гранты включают в себя следующие направления: внедрение отечественного ПО и программно-аппаратных комплексов (ПАК), разработка ПАК.
«Как раз сейчас у нас идет отбор заявок 2021-го года, и все, кто хочет сократить свои расходы на цифровизацию на 50%, могут приходить и участвовать. Тем более, что в этом году мы существенно упростили требования к заявителям», – отметил спикер.
В частности, по его словам, упрощен комплект документов по заявке, снято ограничение по ОКВЭДам и выручке, снижен минимальный размер гранта, увеличен максимальный срок реализации проекта и др.
Опыт «Росатома» в этой сфере представил Игорь Чернов, директор проектного офиса «Цифровое ресурсоснабжение» АО «Русатом Инфраструктурные решения». Он отметил, что цифровая трансформация предприятий ЖКХ – уже реальность.
«И надо обсуждать не зачем, а как ее проводить. С чего начать, сколько денег заложить на реализацию, какие риски несут проекты и как ими управлять», – уточнил он.
Игорь Чернов продемонстрировал интерфейсы собственного решения РИР – информационной системы «Цифровой водоканал», которая был разработана частично на средства, предоставленные РФРИТ. По словам спикера, ключевая задача таких проектов в том, чтобы не просто внедрить какие-то цифровые модули, но и обучить людей, выстроить систему мотивации, сделать так, чтобы все решения были востребованы. «Лучшая система – та, которой пользуются. У нас есть методика оценки цифровой зрелости предприятия ЖКХ и типовые проекты по ее повышению. Наши специалисты создают информационные модули вместе с сотрудниками предприятия и потом помогают в освоении новых инструментов. Существует специально разработанная система обучения персонала и практический опыт внедрения», – сказал представитель РИР.
В практической части круглого стола опытом внедрения цифровых технологий на своих предприятиях поделились директор по информационным технологиям АО «Нижегородский водоканал» Александр Ермольчев и генеральный директор АО «Тепловодоканал» (Республика Удмуртия) Алексей Бобырь.
«Что такое ЖКХ? Это уют и комфорт. ЖКХ работает хорошо, когда о нем не вспоминают. Если о нас не говорят, значит мы все делаем правильно. Наши проекты направлены на то, чтобы жителям было комфортно и они получали качественные услуги. Повышение эффективности нашего предприятия достигается через автоматизацию отдельных бизнес-моделей и перевода их в цифровой формат. Мы создаем систему, которая, с одной стороны, будет удобна самим коммунальным компаниям, чтобы вовремя реагировать на нештатные ситуации, и, с другой стороны, будет понятна и удобна населению», – сказал Алексей Бобырь.
Александр Ермольчев представил реализованные проекты, а также рассказал о стратегии цифрового развития «Нижегородского водоканала» до 2025 года. Отдельно спикер остановился на сложном интеграционном проекте «Производство земляных работ», в котором задействовано 10 крупных организаций города. Эта область является проблемой многих ресурсоснабжающих организаций. «Согласование со смежными организациями проводится в ручном режиме, большие сроки согласования земляных работ, нет прозрачности – нельзя посмотреть, кто и что согласовывал, нет оперативной аналитики, даже проверка оплаты – в ручном режиме... Сейчас мы создаем платформу, которая позволит в электронном виде взаимодействовать между организациями и даст эффект в сроках устранения аварийных плановых работ на сетях. Это единая платформа, единое окно взаимодействия участников процесса», – сказал спикер.