1 октября в Ставропольском крае состоялось торжественное открытие Бондаревской ВЭС. Строительством занимался ветроэнергетический дивизион «Новавинд». Инвестиции в проект превысили 16 млрд рублей. Сейчас мощность ветропарка «Росатома» — 660 МВт, а к 2027 году будет 1,7 ГВт. Приехавший на церемонию глава госкорпорации Алексей Лихачев отметил, что развитие ветроэнергетики — «наш общий вклад в наращивание безуглеродной, зеленой генерации, развитие и рост экспортного потенциала российской экономики».
«Росатом» занимается строительством ВЭС с 2018 года, за это время в эксплуатацию введены пять станций. Первая, Адыгейская, располагается на границе Шовгеновского и Гиагинского районов республики. Поставлять электроэнергию на оптовый рынок ВЭС начала 1 марта 2020 года. Следующая, Кочубеевская (Ставропольский край), была пущена в январе этого года и стала самой крупной в России ВЭС. Ее мощность — 210 МВт, а плановая среднегодовая выработка — 597 млн кВт·ч. Следом, в апреле, электроэнергия стала поступать еще от одной станции на Ставрополье — Кармалиновской. В Ростовской области Марченковская ВЭС начала выдавать энергию в сеть в июле.
И наконец, 1 октября в Ипатовском городском округе Ставропольского края открыта Бондаревская ВЭС. Она уже поставляет электроэнергию и мощность в единую сеть страны.
«Первая ветростанция «Росатома» была введена в эксплуатацию в марте 2020 года, а сегодня мы открываем пятую, — сказал Алексей Лихачев. — Всего лишь за полтора года мы прошли первый, но крайне важный этап — формирование новых для «Росатома» компетенций. Я хочу поблагодарить за сотрудничество руководство Ставропольского края, ключевого региона для реализации наших проектов в ветроэнергетике. До конца года нам предстоит ввести в Ставрополье еще одну ВЭС — Медвеженскую. Уверен, что эта задача будет успешно решена. Мы также надеемся на помощь и поддержку Ставропольского края при реализации наших больших планов по строительству ветростанций в 2022–2023 годы».
Медвеженская будет пущена в этом году. Также в Ставрополье строится Берестовская ВЭС. К 2027 году мощность ветростанций, введенных в строй «Росатомом», составит около 1,7 ГВт.
В России действуют меры господдержки возобновляемой энергетики. Работает это так: проводится конкурс на право заключения договоров о предоставлении мощности (ДПМ) на энергорынок, которые гарантируют владельцам будущих станций возврат инвестиций в сооружение.
В сентябре прошел конкурс ДПМ 2.0 среди компаний, которые готовы построить ветро-, солнечные и гидростанции в 2025–2035 годы. Отбор проводился по экономической эффективности мощностей — в заявках указывается цена мегаватт-часа с учетом затрат на строительство и обслуживание генерации, пишет издание «Переток.ру».
Эксперты говорят, что цены на возобновляемую электроэнергию сейчас приблизились вплотную к ценам традиционной генерации, при этом на рынке ВИЭ удалось сохранить конкуренцию. Опираясь на ценовые результаты, можно отметить, что наибольшая конкуренция развернулась между «Ветропарками ФРВ» (совместное предприятие российского подразделения финской Fortum и «Роснано») и «Новавиндом». «Новавинд» получил половину объема инвестиционной поддержки, в портфеле компании теперь порядка 1,7 ГВт установленной мощности.
«За короткий срок мы смогли создать в стране индустриальный ветроэнергетический кластер. Налажено серийное производство технологически сложных компонентов ветроустановок. Сформированы нормы технического регулирования. Следующий вызов — реализация проекта в рамках второго этапа ДПМ. Я уверен, что команда ветроэнергетического дивизиона «Росатома» полностью готова к выполнению требований этой программы, к углублению локализации, экспорту услуг и оборудования», — резюмировал Алексей Лихачев.
В рамках ДПМ 2.0 «Росатом» планирует увеличить локализацию производства гондол и ступиц, организовать производство конвертора, а также локализовать разработку автоматизированных и автоматических систем управления оборудованием ветроэнергетических установок и электрических станций.
Заместитель гендиректора по обеспечению жизненного цикла ветропарков «Новавинда» Андрей Нестерук в интервью «НГ-энергии» пояснил: «Когда мы решили участвовать в конкурсах на ДПМ ВИЭ несколько лет назад, в первую очередь рассчитывали на последующий выход на международные рынки с конкурентным продуктом, произведенным в России. И одним из наиболее важных условий для реализации этого стало максимальное углубление локализации через освоение передовых технологий и привлечение в проект российских производителей. Нам кажется критически важным максимально владеть технологией и не зависеть от импорта комплектующих. На втором этапе ДПМ главным является не столько рост объемов и технологий, сколько вывод российского технологического кластера возобновляемой энергетики на мировой рынок».
Сейчас производство оборудования у «Новавинда» локализовано на 68 %. Помимо российских поставщиков в проектах участвуют производители из ЕС, США, Великобритании, Китая, Индии, Японии.
Нарастить темп строительства ВЭС и локализацию позволяет организация серийного производства ключевых компонентов ветроустановок на базе «Атоммаша». Так, «Новавинд» локализовал в России технологию производства ВЭУ на постоянных магнитах.
«Они работают в более широком диапазоне ветра и считаются более «тихоходными», это прогрессивная технология. Все отечественные ВЭС, кроме наших, — на редукторных машинах. Вдобавок в России нет компаний, которые производят редуктор полностью сами, а нам нужна была максимальная локализация, — рассказывал в интервью «СР» Григорий Тихий, директор департамента контрактации и качества «Новавинда». — Когда мы проанализировали рынок, поняли, что большую часть компонентов для ветроустановок в России никто не делает. Нам предстояло создать цепочку надежных поставщиков, которые смогут изготавливать компоненты ВЭУ у нас в стране. Это было непросто, как и запустить уникальное производство ветроустановок в Волгодонске и найти квалифицированные кадры».
Теперь в Волгодонске производят все крупногабаритные части ветроустановок, кроме лопастей.