В своё время мир был на волоске от крупномасштабной ядерной войны - в октябре 1962 года, в разгар Карибского кризиса. Однако переговоры Никиты Хрущева и Джона Кеннеди всё же позволили избежать столкновения ядерных держав. Сегодня, спустя почти шестьдесят лет, история в чём-то повторяется.
За десятилетия существования ядерного оружия системы его доставки стали куда более быстрыми и мощными. В девяти странах мира имеется более 13 тысяч единиц ядерного оружия. В большинстве ядерных держав вопрос запуска ядерных ракет де-юре контролируется одним человеком – главой государства. Соответственно, повышается риск того, что лидер страны примет решение об его применении, но еще ужаснее мысль о том, что «чемоданчик с кнопкой» может оказаться в руках террористов.
Новый риск применения ядерного оружия возник вследствие информатизации современного мира: кибератаки могут нарушить стабильное функционирование систем связи и управления ядерным вооружением, и это может привести к непредсказуемым последствиям. Еще один риск связан с распространением ядерных технологий и общим ослаблением контроля за ядерным вооружением.
Таким образом, риск случайного или спровоцированного кибератакой применения ядерного оружия в наше время значительно возрастает. Поэтому каждая страна, обладающая ядерным оружием, и каждый лидер ядерной державы, несут ответственность за снижение рисков ядерной ошибки. Об этом пишет американская пресса.
Бывший министр энергетики США Эрнест Мониз и экс-сенатор и американский юрист Сэм Нанн призвали президента США Джо Байдена ускорить усилия по снижению риска применения ядерного оружия. Глава государства, по мнению политиков, должен дать гарантию неприменения ядерного оружия по ошибке, вследствие ложного сигнала о нападении или кибератаки. Также Байден должен, по мнению политиков, повлиять на лидеров других ядерных государств, чтобы и они провели аналогичные проверки в своих странах и снизили риски случайного применения ядерного оружия.
Последний наиболее полный обзор систем ядерного командования и управления США был проведен почти 30 лет назад. Тогда президентом США был Джордж Буш, военное ведомство возглавлял Ричард Чейни. Но за последние тридцать лет технологии, стратегическая среда и угрозы из области кибернетической, космической и информационной войны стали более разнообразными и сложными.
Как утверждают американские политики, мнение которых приводилось выше, текущие программы модернизации ядерных вооружений потенциальных противников США – России и Китая – создают новые проблемы и риски для американского государства. При этом система управления ядерным арсеналом все в большей степени будет зависеть от цифровых и автоматизированных технологий, и контроль за применением этих технологий должен быть увеличен в разы.
В числе основных задач, которые необходимо решить, политики называют: снижение риска применения ядерного оружия вследствие аварии или ложного сигнала; противодействие попыткам террористов или радикалов захватить ядерное оружие. При этом политики не забывают о дипломатических методах, включая повышение уровня доверия между ядерными державами.
Составление нового обзора ядерного арсенала США и управления им подразумевает и поиск вариантов улучшения технологий, процессов и методов, в том числе внедрение новых требований к защищенности и надежности ядерных систем. Также может быть внедрена система, которая позволит уничтожать ядерное оружие после запуска в случае ошибочного пуска.
При этом в американских кулуарах говорят о том, что не вполне доверяют своему президенту в плане контроля над пресловутым ядерным чемоданчиком. Нужно отметить, что на финальном этапе срока Дональда Трампа тому тоже не доверяли, в итоге отобрав у него право распоряжаться «красной кнопкой» до вступления в должность Байдена.