В Волгодонском филиале АО «АЭМ-технологии» (входит в машиностроительный дивизион Госкорпорации «Росатом» — Атомэнергомаш) отгрузили первые три ёмкости системы пассивного залива активной зоны (СПЗАЗ) для энергоблока №1 строящейся в Турции АЭС «Аккую».
Отгрузка изделий осуществится комбинированным путем: с завода автомобильным транспортом изделия доставят до порта г. Ростова-на-Дону, где состоится перегрузка изделий на судно типа «река-море», далее судно пройдет по реке Дон, Азовскому морю, через Керченский пролив попадет в Черное море, затем преодолеет пролив Босфор, через Мраморное море и пролив Дарданеллы выйдет в Эгейское и Средиземное моря к АЭС «Аккую». Протяженность морского пути составит порядка 3 000 км.
Вес ёмкости СПЗАЗ — 78 тонн, высота — 10,4 метра, диаметр — 4,2 метра. Атоммаш изготовит гидроемкости СПЗАЗ для 1-го и 3-го блоков строящейся АЭС «Аккую».
На завершающем этапе изделия успешно прошли гидроиспытания, что подтвердило прочность и плотность конструкции, высокий уровень качества изготовленных ёмкостей. Ёмкости СПЗАЗ покрыты легкосъемным покрытием, которое обеспечит необходимый уровень защиты поверхности изделий на время морской перевозки до строительной площадки АЭС «Аккую».
СПЗАЗ относится ко второй ступени пассивных систем безопасности АЭС, в которую входит восемь гидроемкостей объёмом по 120 кубических метров. Во время эксплуатации на станции в емкостях хранится водный раствор борной кислоты, подогретый до 60 градусов Цельсия. При падении давления в первом контуре ниже определённого уровня происходит автоматическая подача жидкости в реактор и охлаждение активной зоны.
АЭС «Аккую» в Турции – первый в мире проект в атомной отрасли, реализуемый по модели BOO («build – own – operate» – «строй-владей-эксплуатируй»). Он включает в себя четыре энергоблока с российскими реакторами типа ВВЭР поколения «3+» c повышенной безопасностью и улучшенными технико-экономическими характеристиками. Мощность каждого энергоблока АЭС составит 1200 МВт.