АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в Госкорпорацию «Росатом») сообщает о включении программно-аппаратного комплекса «Цифровой водоканал» в базу эффективных кейсов АНО «Цифровая экономика». Программное обеспечение «Цифровой водоканал» является собственной разработкой АО «Русатом Инфраструктурные решения», предназначено для контроля, мониторинга и диспетчеризации технологических и производственных процессов предприятий водоснабжения.
Решение позволяет повысить качество предоставления услуг для населения, в том числе за счет снижения числа перебоев предоставления коммунальных ресурсов, снижения времени проведения ремонтных работ, а также за счет объективного мониторинга, контроля и регулирования технологических установок. Кроме этого, «Цифровой водоканал» позволяет повысить экономическую и управленческую эффективность деятельности предприятий, например, снизить объем потерь поставляемого ресурса до 65%, снизить затраты на электроэнергию до 25%, снизить время устранения повреждений до 15%, сократить число повторных повреждений до 20%, повысить производительность труда до 45%.
Реализация «Цифрового водоканала» представляет собой комплексный проект цифровой трансформации ресурсоснабжающего предприятия, предусматривающий поэтапную автоматизацию аварийно-диспетчерской и ремонтных служб, сбытовых подразделений в части работы с потребителями и потерями и автоматизированной системы управления и контроля соблюдения установленных режимов работы технологических объектов. Экономические и технические эффекты достигаются в том числе за счет различных программных модулей: «Анализ балансов», «Анализ режимов», «Заявки», «Обходчик-контролер», «Центральная панель».
«Реализация в субъектах РФ таких проектов, как «Цифровой водоканал», не только отвечает целям и задачам цифровой трансформации в сфере ЖКХ и городского хозяйства, но и позволяет достичь явную экономическую и управленческую эффективность деятельности предприятий, относящихся к ключевым организациям жизнеобеспечения населения. При этом комплексный подход, используемый нами при реализации подобных проектов, позволяет, с одной стороны, дать качественную экспертизу и оптимальные технологические решения, с другой - направлен на то, чтобы максимально использовать возможности привлечения средств федеральных институтов развития. В данном случае - РФРИТ, снижая соответствующую финансовую нагрузку на региональный/муниципальный бюджет, бюджет предприятия», - подчеркнул Александр Зорин, заместитель генерального директора АО «Цифровые платформы и решения Умного города» (входит в РИР).
В настоящее время «Цифровой водоканал» внедрен в Глазове (Удмуртская республика), проект реализуется в Белгородской области, кроме того, на референс-встрече он получил высокую оценку от представителей «Российских Коммунальных Систем» и других коммунальных предприятий.
Кейс размещен по ссылке: case-357.pdf (data-economy.ru)external link, opens in a new tab
В базу кейсов АНО «Цифровая экономика» входят цифровые отечественные решения для отраслей государственного управления, городского хозяйства, культуры, досуга и туризма, образования, строительства, сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры, финансовых услуг, энергетической инфраструктуры, в том числе и с использованием технологий искусственного интеллекта. Все они направлены на повышение качества жизни граждан, эффективности государственного и муниципального управления, а также повышение эффективности предприятий и организаций реального сектора экономики.
Состав информационной системы «Цифровой водоканал»:
• Модуль «Анализ балансов»
Направлен на снижение потерь ресурса холодного водоснабжения за счет проведения анализа данных со смежных информационных систем и выдаче рекомендаций по поиску аномальных расходов воды
• Модуль «Анализ режимов»
Направлен на повышение эффективности работы технологических объектов, а также на определение и поддержание оптимальных режимов работы по APC-технологии (Advanced Process Control — усовершенствованное управление технологическим процессом) с последующим заданием оптимальных режимов через систему диспетчеризации и управления
• Модуль «Заявки»
Направлен на повышение эффективности выполнения ремонтных работ, использования транспортных средств и дорожно-строительной техники через создание единого информационного пространства
• Модуль «Обходчик контролер»
Направлен на повышение эффективности производственных процессов сбытового подразделения предприятия за счет оптимального распределения человеческих ресурсов, а также на снижение незаконного потребления ресурсов абонентами с применением мобильных технологий и компьютерного зрения
• Модуль «Центральная панель»
Предназначен для обработки, анализа, хранения и визуализации больших объемов данных. Формирование BI-контента на основе данных технологических систем и систем управления процессами предприятия позволяет получать информацию по расчетным показателям, включая показатели себестоимости и эффективности. Помимо BI-контента на основе фактических данных и исторических трендов модуль направлен на прогнозирование с использованием методов машинного обучения