В рамках российской атомной недели на проходившей в январе конференции «Экспо‑2020» в Дубае оценили перспективы композитных материалов в водородной энергетике, авиа- и судостроении, в спорте и строительстве. Также «Росатом» делает ставку на ветрогенерацию. К 2030 году госкорпорация планирует построить до 5 ГВт ветроэнергетических мощностей за рубежом.
Водородная энергетика — одно из перспективных направлений для композитов. Эксперты прогнозируют стремительный рост спроса на водород в ближайшие 10 лет. При этом до половины стоимости водородного топлива складывается из его транспортировки и хранения, рассказал вице-президент «Русатом Оверсиз» по маркетингу и развитию бизнеса Антон Москвин. Композитные материалы существенно сокращают вес контейнеров для водорода, а значит, затраты на перевозку и в конечном счете углеродный след.
Баллоны, армированные углеродным волокном, отличаются высокой прочностью, выдерживают давление в сотни атмосфер и при этом в три-четыре раза легче металлических. Это самый перспективный тип емкостей для транспортировки водорода, уверен директор по продажам Faber Industrie Лука Бурелли. Главный вопрос — в цене материалов. Рыночная цена на углепластик в мире сегодня составляет 20–22 евро за 1 кг. По мнению Луки Бурелли, для устойчивого развития масштабной водородной энергетики нужно хотя бы 13 евро за 1 кг. Что вполне возможно — если сбудутся прогнозы экспертов о взрывном росте количества транспортных средств на водороде. Углепластика понадобится так много, что он неизбежно подешевеет.
Применение композитных материалов актуально везде. Так, за последние 20 лет доля композитов в лайнерах Boeing и Airbus увеличилась с 10 до 50 % и продолжает расти. Вес лайнера становится меньше, улучшаются аэродинамические характеристики, повышается топливная эффективность, что прямым образом влияет на углеродный след — важнейший аспект устойчивого развития.
Аналогичная ситуация в судостроении. В мире эксплуатируются тысячи малых пассажирских и прогулочных судов, десятки тысяч рыболовных судов с корпусами из стеклопластика. Применяется в кораблестроении и углепластик. Композиты используют в первую очередь в крупногабаритных элементах, рассказал гендиректор Albatross Marine Design Альберт Назаров. Они позволяют сократить количество элементов и узлов соединения, снизить массу конструкции, повысить жесткость и прочность, что, как и в авиастроении, приводит к топливной эффективности и уменьшению воздействия на окружающую среду. Ключевое преимущество — снижение веса крупногабаритных судов на 30% и в три раза — небольших плавсредств. На этапе строительства новые материалы могут обойтись дороже, но на жизненном цикле экономия составляет до 30 %.
Президент Ассоциации итальянских предпринимателей в России (GIM-Unimpresa) Витторио Торрембини рассказал, что Италия входит в топ стран-судостроителей — строит грузовые, рыболовные, пассажирские, катера, паромы, яхты и другие суда. Он акцентировал внимание на том, что рынок композитных материалов трансграничный. Так, российский производитель «Юматекс», композитный дивизион «Росатома», создал в России полную цепочку производства композитов на основе углеродного волокна и вошел в число международных лидеров. По словам Витторио Торрембини, продукты «Юматекса» оценили и используют итальянские производители. Например, компания T&T, которая занимается дистрибуцией тканей и связующих для судостроения в Италии. Гибридные углеродные ткани «Юматекса» сертифицированы и используются в строительстве яхт компании Sanlorenzo.
Композитные материалы широко применяют в спортивной индустрии. Мотоцикл с композитными деталями получает ряд преимуществ в скорости и маневренности за счет снижения веса. «Юматекс» четыре года сотрудничает с гоночной командой Kawasaki Puccetti Racing, и за это время партнерам удалось существенно улучшить эксплуатационные показатели мотоциклов, сообщил директор команды Мануэль Пучетти. Эксперты уверены, что углепластик будет востребован и в массовом сегменте автомобильной и мотопромышленности.
Гендиректор компании «Гален» Валерий Гуринович рассказал об опыте применения композитов в строительстве. «Гален» — российский экспортер продуктов из композитных материалов. Среди его проектов — укрепление композитной сеткой стен Лувра, художественного музея в Абу-Даби. Композиты в строительстве существенно уменьшают негативное влияние на окружающую среду, что и определяет востребованность таких решений на рынке, отметил Валерий Гуринович.
Ветроэнергетика — ещё одна важная часть нового бизнеса «Росатома». За направление в отрасли отвечает компания «Новавинд». В ее портфеле проекты парков общей мощностью 1,7 ГВт, из них уже введены в строй ВЭС на 720 МВт. Все они находятся на юге России.
«Новавинд» планирует наращивать портфель и строит планы по продвижению за рубежом. Компания обладает полным набором компетенций в сфере ветроэнергетики: ветромониторинг, выбор площадки, сопровождение получения всех разрешений, строительство, наладка и сдача в эксплуатацию, обслуживание и эксплуатация, работа на энергетических рынках.
Есть перспективы на международном рынке — прежде всего в Юго-Восточной Азии. Так, Вьетнам планирует построить у себя существенный объем мощностей. В этой стране уже реализуют порядка 70 проектов на 3,7 ГВт. Там хороший природный потенциал и понятная нормативная база по поддержке возобновляемой энергетики.
Еще один важный для «Росатома» с этой точки зрения регион — Балканы, где есть возможность привлечь под проекты ВЭС достаточно дешевое финансирование. «Новавинд» рассматривает и страны СНГ — в первую очередь Казахстан, Белоруссию, Армению и Узбекистан.