Геологическая служба США (U.S. Geological Survey, USGS) предложила в конце февраля 2022 года исключить природный уран из федерального списка критических минералов.
Критические минералы, или минералы, являющиеся критически важными для экономики и национальной безопасности США, определяются исходя из списка критериев, в число которых входят физический дефицит, надёжность цепочек поставок, зависимость от импорта и ряд других критериев.
Список критических минералов публикует министерство внутренних дел США.
USGS предложила исключить уран из списка, ссылаясь на юридическое требование, в соответствии с которым в списке не могут присутствовать "топливные минералы". Если предложение будет принято, то это станет серьёзным поражением для американского урандобывающего сектора, и так переживающего тяжёлые времена.
В защиту урановых компаний поспешило высказаться министерство энергетики (DoE). Ведомство сообщило, что готовит собственный список критических минералов и считает, что уран "критически важен" для перехода к безуглеродной энергетике.
При этом, однако, в DoE не стали раскрывать, будет ли уран включён в список от министерства. Пока что уран в DoE характеризуют всего лишь как материал, "вызывающий озабоченность", наряду с кобальтом, теллуром и редкоземельными элементами.
Министерство планирует провести консультации с заинтересованными сторонами и разработать "процесс" для выдачи рекомендаций по критическим минералам, имеющим особое значение при решении задач, стоящих перед DoE.
Энергетики опасаются возможного прерывания поставок урана и ОУП из России и Казахстана, хотя на настоящий момент никаких решений о прекращении уранового импорта в США не принято.
У сторонников исключения урана из списка критических минералов своя логика, более приземлённая. Они считают, что если уран останется в списке, то это приведёт к оживлению (фактически - возрождению) разработок урановых месторождений в США, а это не нравится части политиков от демократической партии и экологических активистов.