Площадка для пока что единственной действующей в Африке атомной станции (АЭС "Koeberg") была выбрана в своё время по соображениям экономики.
С тех пор численность населения в прилегающих к станции районах резко выросла, и этот фактор нужно учесть при принятии решения о продлении срока эксплуатации.
Большая статья на эту тему опубликована в издании New Frame. Автор статьи - Neil Overy.
История вопроса
АЭС "Koeberg" состоит из двух энергоблоков с реакторами PWR. Электрическая мощность каждого из блоков 930 МВт(э) нетто.
К строительству блоков приступили в 1976 году, ввели в эксплуатацию в 1984-1985 годах. В настоящее время рассматривается возможность продления блоков на 20 лет, то есть до 60-летнего срока службы.
Первые публичные предложения о строительстве АЭС вблизи Кейптауна, одного из крупнейших городов ЮАР, были высказаны в мае 1968 года. Именно тогда совет по атомной энергии (AEB, позже преобразован в корпорацию NECSA) подготовил для правительства соответствующую рекомендацию, причём сроком пуска станции назывался 1978 год.
В реальности планы по АЭС были сформулированы ранее, чем были опубликованы. Более того, AEB приступил к их реализации. Так, за год до появления предложений атомщики выкупили земельные участки, из которых была собрана площадка "Duynefontein" - та самая, на которой построят АЭС "Koeberg".
Близость площадки к Кейптауну (всего 26 км) вызвала определённое беспокойство у населения. В ответ AEB и компания "Eskom" объявили о создании вокруг будущей станции зон безопасности (emergency zones).
Если точнее, то в период 1969-1973 годов были определены две зоны. Первая зона - 5-мильная зона вокруг площадки, её было принято считать "малонаселённой зоной". Рост населения, гражданское и иное строительство в этой зоне ставились под жёсткий контроль.
Малонаселённая зона была в то время действительно малонаселена. В ней проживало не более 200 человек, причём большинство из них концентрировались в одной деревне под названием Мелькбосстранд.
Вторую зону определили как 15-мильную, и в ней не должно было быть "крупного развития". И здесь сразу возникли вопросы, так как в эту зону попали достаточно большие жилые районы. Более того, мэрия Кейптауна оказалась примерно на границе 15-мильной зоны.
Решение ("решение"!) проблемы нашлось в начале 70-ых годов, когда ЮАР приступила к переходу к метрической системе измерений. Мили были пересчитаны в километры, при этом 15-мильная зона необъяснимым образом превратилась в 16-километровую. Жилые районы Кейптауна после этого остались вне зоны безопасности атомной станции.
В чём была основная причина стремления AEB поставить станцию столь близко к мегаполису? Ответ в экономике. Линии электропередач стоили слишком дорого. По оценкам 1970 года они обходились не менее чем 80 тысяч рандов за милю. Калькулятор инфляции показывает, что 1 ранд 1970 года равен 75,7 рандам 2022 года. Таким образом, если перевести 80 тысяч рандов 1970 года в современные доллары США, то мы получим сумму более 400 тысяч долларов за милю.
Конечно, это приблизительный подсчёт, и необходимо принимать во внимание все аспекты экономического положения Южной Африки в 70-ые годы. Но факт есть факт, в AEB стоимость одной мили ЛЭП сочли тогда слишком дорогой, и АЭС была приближена к потребителю (Кейптауну) насколько это было возможным.
Статья, написанная коллективом авторов из AEB и "Eskom" и опубликованная в журнале "Civil Engineer" в 1980 году, подтверждает сделанный вывод. В статье говорится прямо: "Экономические факторы диктуют, чтобы электростанция была расположена как можно ближе к точке, в которой требуется мощность".
Сегодня можно видеть, к чему привело следование одной лишь экономике. Конечно, никакого серьёзного контроля за развитием зон безопасности за прошедшие годы налажено не было.
Небольшая деревня Мелькбосстранд (менее 200 жителей в начале 70-ых) превратилась в наши дни в городок с населением 12 тысяч. Избирательный участок №23, в который городок входит, стал домом для 30 тысяч человек. А в 16-километровой зоне безопасности сейчас проживает более 160 тысяч человек.
Допущенная при выборе площадки ошибка, вызванная перекосом в сторону экономических аргументов, ставит атомщиков, регуляторов и власти ЮАР перед непростым выбором: возможно ли при такой численности населения в зонах безопасности принять решение о продлении срока эксплуатации блоков АЭС "Koeberg" до 60 лет