Правительство Польши выбрало для строительства первых трёх атомных энергоблоков на площадке "Любятово-Копалино" на севере страны американскую технологию AP-1000.
Практически сразу после этого появились сообщения и о втором проекте по строительству АЭС, участие в котором примут атомщики Южной Кореи.
Принципиальное отличие второго проекта от первого заключается в его неофициальности. Если он состоится, то реализовывать его совместно с южнокорейской KHNP будет частная польская энергетическая компания ZE PAK (основной владелец - польский миллиардер Зыгмунт Солош-Зак).
ZE PAK ранее уже была замечена в интересе к атомной энергетике. Так, в 2021 году появлялись сообщения о готовности компании инвестировать в достройку российской Балтийской АЭС. Впрочем, в польском правительстве сразу поспешили назвать этот проект невозможным.
31 августа 2021 года ZE PAK и польский химический концерн "Synthos" заключили инвестиционное соглашение, в соответствии с которым на площадке принадлежащей ZE PAK угольной ТЭЦ "Патнув" в восточной Польше может быть построено до шести малых модульных реакторов BWRX-300 проекта "General Electric".
Как внезапно выяснилось 31 октября 2022 года после распространения уведомления акционерам ZE PAK, это соглашение было разорвано. Причиной руководство компании назвало "намерение провести дальнейший анализ относительно возможного различного и более диверсифицированного использования" площадки.
Если верить этому официальному заявлению компании, то "дальнейший анализ" занял всего несколько дней в ноябре, так как именно площадку в Пятнуве предложили для строительства блоков с южнокорейскими реакторами.
С формальной точки зрения у соглашения ZE PAK и KHNP есть ещё и третья сторона, польская государственная компания PGE, контролирующая 70% компании PGE EJ1, созданной в 2010 году для руководства проектом по строительству АЭС во время предыдущей волны интереса Польши к атомной энергетике.
К строительству АЭС с реакторами AP-1000 компания PGE отношения иметь не будет, этим займётся другая польская госкомпания под названием PEJ (EJ - польское сокращение для АЭС).
Таким образом, в ещё не родившемся польском мирном атоме назревает конкуренция между государственными компаниями. Остроты ей добавляет то, что за спиной PGE видна фигура амбициозного и часто ведущего свою игру вице-премьера Яцека Сасина.
Интересно, что ещё не так давно Сасин поощрял польский частный бизнес подписывать соглашения о намерениях с западными разработчиками малых реакторов. Теперь, очевидно, интерес Польши к ММР угас, и страна предпочитает реакторы большой мощности.
Перспективы
Рассуждая о польском проекте южнокорейских атомщиков, нельзя забывать, что на сегодняшний день всё, что есть - это подписанное соглашение о намерениях.
До конца года будет подготовлено предварительное, базовое технико-экономическое обоснование проекта, включающее анализ площадки и первые оценки по смете проекта в целом.
По модели и источникам финансирования проекта сегодня нет никакой ясности. С уверенностью можно предположить только, что компания PGE многого не даст.
Таким образом, всё будет зависеть от готовности Южной Кореи поддержать своих атомщиков в Польше кредитами, а также от толщины кошелька владельца ZE PAK Зыгмунта Солош-Зака.