Симптомы глобального потепления все очевиднее: участились ураганы и ледяные дожди, засухи и наводнения. За последнее десятилетие, по данным Росгидромета, у нас в стране в три раза выросло количество опасных природных явлений, нанесших ущерб экономике и здоровью людей. Для адаптации к изменениям климата правительство разработало стратегию, 12 марта в нее внесли дополнения и продлили до 2025 года. Эксперты комментируют, насколько эффективен план климатического реагирования.
Чем страшна аномальная засуха, иллюстрируют, например, события 2010 года. Жара, вызванная долгим пребыванием антициклона в европейской части России, привела к масштабным лесным пожарам. В отчете Рослесхоза говорится, что на территории страны возникло более 30 тыс. природных пожаров общей площадью свыше 1,246 млн га. Огонь бушевал в 22 регионах, погибли 60 человек, сгорело около 2,5 тыс. домов, полностью или частично уничтожены 127 населенных пунктов. Из-за сильного задымления смертность только в Москве достигла уровня примерно 700 человек в день (обычно 360–380 человек в день). В целом в июле — августе 2010 года по стране был зафиксирован рост смертности на 17,5 %.
Таяние вечной мерзлоты — еще одна глобальная опасность. По данным Арктического совета (в него входят Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США), около 20 % вечной мерзлоты может растаять к 2040 году. При таянии высвобождается углекислый газ и метан, более сильный по своему парниковому эффекту, чем СО2. В Кельнском университете подсчитали, что только таяние едомы (участка вечной мерзлоты, который на 50–90 % состоит изо льда) приведет к попаданию в атмосферу Земли более триллиона тонн парниковых газов. Минприроды РФ прогнозирует, что изменения в вечной мерзлоте могут задеть более пятой части российской инфраструктуры, 40 % зданий в этих районах уже повреждены.
В 2019 году правительство разработало масштабный план, положивший начало формированию национальной системы адаптации к глобальным изменениям климата. 12 марта этого года утвержден обновленный вариант — до 2025 года. 17 пунктов сгруппированы в три блока: федеральный, отраслевой и региональный.
Наряду с внедрением новых подходов к страхованию промышленных объектов, населенных пунктов, корпоративного и личного имущества с учетом риска стихийных бедствий требуется серьезно обновить систему наблюдения за климатическими изменениями, в том числе за счет метеоспутников. Цифровая платформа будет сводить данные мониторинга и климатические характеристики каждого региона, чтобы строить сценарии природных катаклизмов. Это позволит оценить возможный экономический ущерб и составить перечень потенциально уязвимых объектов.
Отдельный пункт плана — исследования в Арктике: наблюдение за состоянием и устойчивостью грунтов в пределах населенных пунктов и производственных объектов в зоне вечной мерзлоты. По результатам мониторинга подготовят предложения по техническому регулированию таких сооружений.
Среди других мер — сбор лучших российских и мировых практик по адаптации отраслей экономики к климатическим изменениям и разработка программ обучения кадров для мониторинга и противодействия климатическим изменениям.
Александр Чернокульский, старший научный сотрудник лаборатории теории климата, Институт физики атмосферы им. Обухова РАН:
— Крайне важно, чтобы появились прозрачно просчитываемые метрики эффективности адаптации (это заложено в план на четвертый квартал 2023 года), методические рекомендации для оценки ущерба от катастрофических климатических событий.
Особое внимание в плане уделено повышению осведомленности общества: сегодня наши граждане совершенно не в курсе того, как изменяется климат там, где они проживают, какие последствия у этих изменений и какие меры принимаются. Публикация документа, регламентирующего второй этап национального плана, — шаг вперед в развитии стратегически важной тематики. Адаптация к изменениям климата — один из ключевых долгосрочных вызовов, с которым так или иначе столкнутся все отрасли экономики, особенно инфраструктурные предприятия, сельское и лесное хозяйство, а также муниципалитеты, города и регионы. Но пока это лишь рамочный документ, в котором нет ни конкретных мер, ни финансирования.
Игорь Макаров, заведующий научно-учебной лабораторией экономики изменения климата, ВШЭ:
— Мероприятия в плане касаются лишь организационного, нормативно-правового, научно-методического и информационного сопровождения адаптации. Они необходимы, но должны сопровождаться мероприятиями адаптационными: например, укреплением береговых линий, расположенных на вечной мерзлоте конструкций и склонов для предотвращения селей, расчисткой рек, созданием программ агрострахования и страхования от стихийных бедствий, а также множеством других локальных мер для разных частей страны. Это требует инвестиций, однако инвестиции в плане не предполагаются. Пока план вообще не предполагает какого-либо финансового обеспечения, что, впрочем, было ожидаемо с учетом других приоритетов у экономического блока правительства.
Николай Куричев, декан факультета географии и геоинформационных технологий, ВШЭ:
— Главная проблема плана, на мой взгляд, доминирование подхода сверху вниз — от централизованных правительственных решений к исполнителям. Мировой опыт показывает, что по-настоящему эффективны инициативы и проекты конкретных компаний, муниципалитетов, некоммерческих организаций и т. д. При размере и разнообразии России адаптацию невозможно спланировать исключительно из Москвы. Даже в пределах одного региона природные риски могут резко различаться в зависимости от условий: горы и равнины, побережья морей и внутренние районы, городские территории и сельская местность и т. д. Только граждане, бизнес и органы власти в этой локации владеют знанием о реальных проблемах из-за изменений климата, их взаимосвязи с другими проблемами территории и понимают, какие меры для адаптации применимы на практике и наиболее эффективны.