Такое решение было принято по итогам визита в Техническую академию Росатома делегации Финансового университета при Правительстве РФ в составе заместителя проректора по цифровизации Романа Морозова, директора центра VR технологий «Киберхаб» Григория Иванова и доцента департамента экономической теории Марины Алленых.
Коллег из образовательной среды заинтересовала высокая инновационная активность Технической академии и распространение положительных практик в области применения технологий виртуальной реальности в обучении.
Специалисты Международного центра подготовки персонала атомных станций провели для делегации технический тур по комплексу визуального прототипирования для 3D-демонстрации зданий АЭС «Пещера», обучающего VR-тренажера, многофункционального тренажера энергоблока АЭС. Работу испытательной лаборатории Департамента специальных компетенций Технической академии Росатома представил начальник лаборатории Дмитрий Безуглов.
- Хотим поблагодарить Международный центр подготовки персонала атомных станций Технической академии Росатома за организацию визита. Уверен, многие наши коллеги были бы рады познакомиться с организацией процесса обучения в Технической академии и его технологическим обеспечением. Наглядные пособия и тренажеры за несколько часов дают представление, как все устроено снаружи и изнутри атомной станции, и производят впечатление комплексности. Посещение испытательной лаборатории заставило задуматься о сотрудничестве и в этом направлении», – отметил Григорий Иванов.
Во время экскурсии стороны также обсудили возможности использования виртуальной и дополненной реальности для повышения качества обучения и улучшения взаимодействия с обучаемыми, перспективы применения технологий 3D-моделирования для создания прототипов и практических заданий, а также возможность использования VR-технологий для проведения семинаров и вебинаров.
- Нами отмечен высокий уровень тренажерной базы, подробность моделирования физического состояния системы, проработанность моделей инфраструктуры и процессов. Это позволяет, с одной стороны, быстро получить общее представление, с другой – вникнуть в детали, отработать умения и навыки. Видим дальнейшие перспективы объединения усилий наших организаций в области VR-технологий в образовании, – добавила Марина Алленых.
- Уникальная специфика предметной области накладывает, безусловно, значительный отпечаток регламентированности на процесс обучения и контроля. Но, с другой стороны, подчеркивает аспекты, которые присущи этим процессам в любом вузе. Думаю, сотрудничество в сфере технологий моделирования, создания цифровых двойников было бы взаимовыгодно для наших организаций. Ждем с ответным визитом и видим несколько направлений сотрудничества в области исследования и применения VR-технологий в образовательном процессе», – резюмировал заместитель проректора по цифровизации Роман Морозов.
По итогам встречи стороны наметили сразу три направления сотрудничества: в области анализа и оценки эффективности применения иммерсивных технологий в обучении; разработку пилотных проектов VR-обучения по сценариям, моделирующим ситуации прохода в зону контролируемого доступа АЭС и организацию мероприятий по предотвращению попадания посторонних предметов в полости вскрытого оборудования с учетом категорий зон риска оборудования; а также разработку курсов с использованием иммерсивных технологий.
- Одним из перспективных направлений сотрудничества, на наш взгляд, может стать отработка VR-сценария прохода в зону контролируемого доступа. Это позволит отточить навыки эксплуатационного и ремонтного персонала, повысив скорость прохода при безусловном соблюдении требований безопасности, – отметил ведущий инженер по подготовке персонала Евгений Никулин.
- Организация мероприятий по предотвращению попадания посторонних предметов в полости вскрытого оборудования – одна из приоритетных задач атомной станции и эксплуатирующей организации. Достижение целевых значений «Коэффициента предотвращения попадания во вскрытое оборудование» обусловлено, в том числе, совершенствованием процесса подготовки персонала, и здесь VR-технологии представляют собой эффективный инструмент обучения», – сказал ведущий инженер по подготовке персонала Ильдар Суфияров.
- Тренажерная подготовка является важной частью процесса обучения персонала атомных станций. VR-технологии в обучении – уже свершившийся факт, и задача Технической академии идти в ногу со временеи, а в перспективе – быть «на шаг впереди!» – заключил начальник отдела тренажерного обучения Вадим Ледяев.
- Международный центр подготовки персонала атомных станций Технической академии Росатома сотрудничает с Финансовым университетом при Правительстве РФ не первый год. Наше взаимодействие начиналось с совместных исследований в области экономики ядерного топливного цикла и оценки экономической эффективности цифровизации атомной отрасли. Сегодня мы видим перспективы наших отношений в совместном развитии VR-технологий и полноценной интеграции образования и производства», – подытожила ведущий эксперт отдела организации эксплуатации АЭС Мария Волос.