В середине июля в Сарове прошло выездное совещание по реализации проекта «Совершенствование качества и доступности медицинской помощи в городах присутствия предприятий Росатома, на котором с презентацией цифровых здравпунктов на АЭС выступил советник первого заместителя генерального директора по корпоративным функциям «Росэнергоатома» Сергей Афонин.
Начиная с 2022 года в станционных здравпунктах установили 42 терминала ЭСМО (электронная система медицинских осмотров), предсменный медосмотр на них ежесуточно проходят около 1200 работников, рассказал он. Если раньше на измерение артериального давления, пульса, алкотест и психофизиологическое обследование (оценка вариабельности сердечного ритма, сенсомоторная реакция на звук и свет) уходило 11 минут, теперь требуется чуть больше пяти.
Помимо экономии времени, пояснил Сергей Афонин, появилась возможность автоматизировать заполнение журналов и предоставлять отчетность в электронном виде, исключить формализм при проведении осмотров, проводить индивидуальный мониторинг состояния здоровья работников и формировать группы наблюдения для лечения и профилактики.
«Это старт проекта, нацеленного на автоматизацию и оптимизацию существующих сегодня в концерне процессов мониторинга здоровья персонала», — рассказал он.
В основе проекта — цифровая платформа мониторинга здоровья персонала Digital Atom Medtech («Цифровой атом медтех»), разработанная концерном совместно с компанией «Консист-ОС». Система состоит из ядра, к которому прикручиваются различные модули. Пока их четыре.
Первый — «Медосмотры», к нему уже подключены 25% пользователей в центральном аппарате концерна и на шести АЭС: Курской, Калининской, Ростовской, Смоленской, Нововоронежской и Билибинской.
Модуль «Оповещения о заболеваемости» пока в разработке. С его помощью можно собирать, верифицировать и вести учет заболевших. Отчеты о частоте, длительности и причинах нетрудоспособности будут автоматически формироваться ежеквартально или ежегодно накопительным итогом, а также вручную — на текущую дату. В частности, системой предусмотрено ежедневное оповещение ответственного сотрудника о наличии длительно (более 14 дней) и часто (от трех и более раз в календарный год) болеющих сотрудников в подразделении.
Третий модуль — автоматизация процесса отправки работников на оздоровление и санаторно-курортное лечение. В электронном «магазине санаториев» людям будет проще выбрать место отдыха для себя и семьи, рассчитать стоимость путевки с учетом всех льгот, сформировать заявку, пройти анкетирование, прикрепить необходимые документы в электронном виде и получить ответ на свой запрос.
Разрабатывается также модуль, где будут собирать и обрабатывать данные по инфекционным заболеваниям, включая учет и запись на вакцинацию.
Информация, которая будет собираться и храниться в этих модулях, в дальнейшем будет выводиться на дашборд (онлайн-панель индикаторов) руководителя и станет основой для формирования «паспорта здоровья» как коллективов отдельных предприятий, так и всего электроэнергетического дивизиона.
«Специфика задачи по поддержке здоровья персонала в атомной энергетике в большой численности персонала и значительном количестве собственных методик, подходов по организации подобных мероприятий, — отметил Сергей Афонин. — Из-за отсутствия единой автоматизированной системы, которая бы охватывала все станции, невозможно качественно и оперативно получать достоверную информацию. Надо привести все к единому знаменателю, корректно отразить в общей системе, сделать процессы управления персоналом прозрачными и понятным для руководства компании — вот задачи, которые будут решены с внедрением данной системы. В итоге мы получим общий паспорт здоровья коллектива, который поможет максимально эффективно оказывать медицинскую помощь и проводить профилактику профессиональных, да не только профессиональных заболеваний на местах».
Марина Хевронова, начальник отдела социального развития Ленинградской АЭС, говорит:
«На нашей станции первые аппараты для проведения медосмотра появились в марте, сейчас их шесть — по два на трех наших здравпунктах. На каждом за смену обследуют по 25 человек. Всего же за сутки на них проходят предсменный осмотр более 400 человек. И никаких очередей. При этом мы освободили от рутинной работы своих медиков. Кстати, вся процедура предсменного осмотра, без психофизиологического обследования, у нас занимает теперь даже не пять минут, а всего минуту 40 секунд, за исключением ситуаций, когда у человека, например, чуть подскочило давление. Разумеется, это не повод отстранить его от работы, человек сядет, успокоится, и все придет в норму. Поначалу работники восприняли нововведение в штыки, полагая, что аппараты забракуют их по каким-то показателям и не допустят до работы, но за эти месяцы не припомню ни одного такого случая».
Елена Горбачева, начальник отдела социального развития Балаковской АЭС, отмечает:
«Сейчас важно сформировать правильное психологическое отношение персонала к автоматизации медосмотров. Нужно понимать, что это не какой-то сверхконтроль. У людей не должно быть на этот счет никакой тревоги, а только понимание, что это в первую очередь забота об их здоровье».