Генеральный директор «ДОК-Лесной» Алексей Филиппов (резидент ТОР «Лесной») рассказал о производстве и особенностях рынка термомодифицированной древесины (обзор подготовлен уральской региональной редакцией «Российской газеты»external link, opens in a new tab). Алексей Филиппов рассказал, что открыл линию термодревесины на «ДОК-Лесной» в 2022-м, однако объемы производства пока незначительны и составляют 5-6 куб.м в месяц, хотя мощности позволяют выпускать до 120 куб.м. Дело в том, что проект запускали с ориентацией на экспорт в Европу.
В термодоске отсутствует питательная среда для микробов, бактерий, грибков, поэтому нет нужды в химических антисептиках и пропитках. Служит она в два раза дольше, чем обычная древесина, при этом не гниет от дождей и снега, не меняет геометрию и не растрескивается при перепадах температуры и влажности, имеет красивую палитру по всей глубине – отсюда ее популярность в приморских странах: Норвегии, Швеции, Великобритании. Но сейчас поставок в том направлении нет, а азиатские покупатели сильно демпингуют, арабы же пока не проявляют особого интереса, несмотря на свою любовь к экологичным стройматериалам.
В России спрос заметно ниже, основные потребители – владельцы частных домов, баз отдыха, загородных СПА-комплексов или бань, а также ландшафтные дизайнеры и изготовители садовой мебели, которые хотят, чтобы их проекты смотрелись натурально и богато. Существенный минус продукта – довольно высокая цена, в 3-5 раз дороже необработанного пиловочника.
Поможет ли удешевить этот товар отечественное оборудование? В частности, патент на способ термической обработки при скоростной циркуляции продуктов сгорания газа российский производитель получил в 2018 году. Сушка и последующее «поджаривание» происходят в одном контейнере без перегрузки материала. Получается быстрее, чем если сначала в печь, потом в шахтный или термовакуумный «автоклав». Создатель термокамеры заявляет: технология не только скоростная, но и экономичная, себестоимость при толщине древесины пять сантиметров выходит 1000 рублей на куб, если в качестве топлива применяется сжиженный газ. А если газ природный, так и вовсе 400 рублей. Окупается установка за 6-9 месяцев при полной загрузке.
– Скорее всего они применяют так называемый крутой пар, когда-то придуманный финнами, поэтому процессы объединены в одной камере. Но куда денутся непрямые производственные затраты? – рассуждает Алексей Филиппов. – При термомодификации температура поднимается до 190-200 градусов и держится 5-9 часов в зависимости от того, какую структуру и цвет хочет заказчик. Сучки выгорают, получаются сквозные отверстия, следовательно, такая доска отбраковывается. Есть импортные замазки под дерево, которые позволяют устранить дефекты, но не все потребители на них согласны, кому-то нужен именно цельный массив. Если не иметь собственной лесозаготовки, придется отбраковывать до 50 процентов входящего сырья. Я доплачиваю поставщикам за предварительную сортировку, но все равно выходит не менее 15-30 процентов брака. Так что сроки окупаемости оборудования, озвученные производителем, касаются только сушки.
– Я заказывал маркетинговый анализ рынка термодревесины в России. В 2020-2021 годах эту тему развивали многие компании, в основном крупные, с собственной лесозаготовкой. Для них это был дополнительный бизнес, не для внутреннего рынка, а с прицелом на экспорт. Включение в нацпроекты и госпрограммы популярности термодоске не прибавит, ведь там главное условие победы – низкая цена, так что выиграет участник с простой крашеной доской, – считает Алексей Филиппов.
Вывод, который делает автор обзора рынка: предприниматели советуют заходить в эту рыночную нишу, не ожидая золотых гор. Клиент, предпочитающий натуральный материал, очень требователен. У термодоски высокая маржинальность (если куб обычной древесины стоит 14-19 тысяч рублей, то термомодифицированной – до 100 тысяч), однако затраты на ее производство гораздо выше по сравнению с простой вагонкой.