Главная бухгалтерская служба США (GAO, аналог Счётной палаты) подготовила в январе 2024 года отчёт GAO-24-104082, в котором рассмотрела текущую ситуацию и прогнозы для трёх крупных мест загрязнений, образовавшихся в XX веке за рубежом из-за действий США.
Два таких места часто попадают в фокус внимания прессы - это испанский Паломарес, где в 1966 году произошла авария американского стратегического бомбардировщика с термоядерными зарядами на борту, и Маршалловы острова, район многочисленных ядерных испытаний США.
Третье место загрязнений не обладает большой известностью. Это место - Гренландия.
В годы холодной войны американские военные построили на Гренландии базу под названием "Camp Century". Помещения базы располагались в тоннелях, прорытых подо льдом. В общей сложности, на базе могло находиться до 200 человек.
Позже стало известно, что "Camp Century", который сначала скромно называли "военной научно-исследовательской базой", в реальности выступал как демонстратор в рамках большой программы по созданию в Арктике подлёдных ракетных баз. В итоге программа была признана бесперспективной, и "Camp Century" был оставлен людьми.
Энергоснабжение подлёдной базы, функционировавшей с 1969 по 1967 год, было непростым делом. Поэтому на базе был установлен мобильный реактор PM-2A мощностью 10 МВт(т), или 1,56 МВт(э).
Реактор PM-2A в Соединённых Штатах называют первым переносным (portable) реактором в мире. Его основные узлы изготовили в США и собрали в Гренландии, причём утверждалось, что с задачей сборки справились не специалисты-атомщики, а один офицер и 18 солдат, и заняло это у них 77 суток.
PM-2A - легководный реактор под давлением. В качестве топлива использовался диоксид урана оружейного обогащения, то есть более 90%. Топливная загрузка обеспечивала работу реактора на мощности на протяжении 1 года при КИУМ=80%.
Реактор однопетлевой, двухконтурный. Выходная температура теплоносителя - 270°C. Температура пара на выходе из парогенератора - 239°C. Помимо электроэнергии, реакторная установка производила также более 450 кг пара в час, горячий пар мог использоваться для растапливания снега.
PM-2A был впервые выведен на критику 2 октября 1960 года. Принят в эксплуатацию 8 марта 1961 года после 400-часовой работы на мощности. В 1963 или 1964 году реактор был окончательно остановлен, а в 1967 году база "Camp Century" была закрыта.
Данные о трёхлетней работе PM-2A приводятся в отчёте GAO и являются настолько общепринятыми, что включены даже в википедию. Однако наблюдается противоречие между трёхлетним сроком работы и заявленной в отчёте WL TDR-64-25 топливной кампанией длиной в 1 год. Добавим, что перегрузка топлива на месте не предполагалась.
В то же время ресурс вертикального герметичного ГЦН был рассчитан на 18 тысяч часов работы, то есть на два календарных года непрерывной работы (данные из WL TDR-64-25).
Можно предположить, что реактор значительно время простаивал и/или работал на сниженных уровнях мощности.
Можно также предположить, что данные о кампании топлива 1 год - это условие из технического задания на проектирование, причём сформулированное как "не менее
В ходе эксплуатации реактора PM-2A образовывались жидкие радиоактивные отходы (ЖРАО).
Аудиторы ссылаются на факты, которые им изложил неназываемый датский специалист, знакомый с деталями работы PM-2A. Он утверждает, что ЖРАО накапливались в результате штатных операций.
Так, по договорённости с датской стороной, персонал реактора в штатном порядке осуществлял контроль воды в реакторной установке на соответствие пределам по активности. Контроль производился с помощью отбора проб, и пробы далее приобретали статус отходов.
Другой источник ЖРАО, упомянутый аудиторами - очистка ионообменных фильтров.
В общей сложности предполагалось, что на реакторе PM-2A ежегодно будет образовываться 7,5 тысячи галлонов (около 28,5 тысячи литров) жидких радиоактивных отходов.
По достигнутому с Данией соглашению американцы сливали ЖРАО по мере накопления в пробуренную во льду скважину, предназначавшуюся также для хранения сточных вод.
Далее в отчёте GAO без объяснения приводятся данные о 237 739 галлонах радиоактивной жидкости, находящейся в скважине. Видимо, речь идёт о смеси ЖРАО и сточных вод, то есть жидкие отходы разбавлялись сточными водами.
Оговорённый предел по сливаемой активности равнялся 50 мКи/год. По данным из ведомственных датских документов, общая закачанная в скважину активность за три года работы реактора составила 72,3 мКи, что почти вдвое меньше допустимых 150 мКи.
Изотопный состав закачанных ЖРАО точно неизвестен. На стадии планирования базы американская сторона сообщила, что в ЖРАО будут присутствовать цезий-137, стронций-90, хром-51, никель-65, марганец-54 и -56, железо-59, кобальт-58 и -60.
В свою очередь, датская сторона в своих оценках и анализах считает, что вся активность ЖРАО определяется цезием-137 и кобальтом-60.
Твёрдые радиоактивные отходы, включая отработавшее топливо (37 топливных элементов) и использованные ионообменные фильтры, были вывезены в США при закрытии базы "Camp Century".
На закрытой базе также остались захороненными химические отходы (дизтопливо, сточные воды, полихлорированные бифенилы и т.д.). Их учёта при захоронении не проводилось.
По оценкам исследователей, было захоронено не менее 53 тысяч галлонов дизтоплива и свыше 6 миллионов галлонов сточных вод (200 тысяч и почти 23 миллиона литров, соответственно).
Основное предположение, которое было сделано при разработке стратегии обращения с ЖРАО на базе "Camp Century", заключается в том, что жидкие отходы предполагалось захоронить в скважинах в ледяном покрове, где они будут находиться вечно.
После закрытия базы каких-либо работ по рекультивации её площадки не проводилось. Аудиторы отметили в своём отчёте, что ни Дания, ни Гренландия не обращались к США с соответствующими запросами.
Климатологи, считающие угрозу глобального потепления реальной, обеспокоены возможным исчезновением ледяного покрова Гренландии в обозримом будущем. В этом случае захороненные ЖРАО попадут в окружающую среду.
Отчёт GAO-24-104082, данные из которого используются в этой статье, появился в ответ на такие опасения. Аудиторы не рассматривают правдоподобность гипотезы о глобальном потеплении, однако дают ссылку на алармистскую статью в научном журнале 2016 года, утверждавшую, что лёд на площадке бывшей базы полностью растает за 75 лет.
"Ледниковые и растительные отложения ледяного керна показали, что Гренландия была свободна ото льда около 400 тысяч лет назад. Если Гренландия была свободна ото льда тогда, рассуждают учёные, она может снова стать свободной ото льда в будущем", - суммировали аудиторы аргументы обеспокоенных учёных.
После появления статьи 2016 года правительство Дании одобрило программу по долгосрочному климатическому мониторингу, в рамках которой в 2017 году было проведено однократное обследование площадки закрытой базы "Camp Century".
Результаты обследования были опубликованы в 2021 году. Из них следует, что повода для беспокойства нет. Хотя снег и лёд тают, они же вновь замерзают, и в реальности толщина ледяного покрова над захороненными ЖРАО растёт, а не уменьшается.
Так, если в 1964 году ЖРАО находились на глубинах от 36 до 76 метров, то в 2017 году их выявили на глубинах от 59 до 109 метров.
Более того, в геологической службе Дании и Гренландии американским аудиторам сообщили, что "будет разумным предположить", что к 2100 году глубина захоронения ЖРАО возрастёт ещё на 30 метров.
На сегодняшний день ни Дания, ни Гренландия не планируют проводить какие-либо мероприятия по рекультивации площадки "Camp Century".
"В документе датского правительства сообщалось, что короткоживущие изотопы в радиоактивной жидкости, утилизированной в "Camp Century", уже распались, а долгоживущие изотопы обладают настолько низкой активностью, что они были бы разбавлены тающим льдом", - пишут в своём отчёте американские аудиторы.