Южная Корея вслед за ЕС запретила поставлять в РФ литий-ионные аккумуляторы для электротранспорта. Самым крупным корейским поставщиком таких батарей в Россию была компания Enertech, которая с 2022 года находится под контролем структуры «Росатома». Власти Южной Кореи запретили поставку в РФ литий-ионных батарей в рамках расширения санкций.
Речь идет обо всех перезаряжаемых батареях, в том числе и аккумуляторах для электротранспорта, следует из заявления Минторга страны. Южная Корея традиционно дублирует новые ограничения со стороны западных стран. Евросоюз запрещал экспорт батарей в РФ в 12-м пакете (опубликован в декабре 2023 года).
Советник налоговой и таможенной практики Nextons Владислав Сафонов отмечает, что Корейское агентство безопасности торговли и промышленности (KOSTI) подготовило и опубликовало «достаточно подробное руководство по применению рассматриваемых ограничений». Как следует из пояснений KOSTI (“Ъ” изучил документ), под таможенный контроль подпадают таможенные коды, относящиеся как к готовым литий-ионным батареям, так и их компонентам.
Основной поставщик в РФ литий-ионных батарей всех видов, включая портативные,— Китай. Судя по китайской таможенной статистике, в РФ в 2023 году поступило аккумуляторов в общей сложности на $315,2 млн. Южная Корея поставляет гораздо меньше: в 2023 году из республики в РФ было поставлено батарей на $18,4 млн весом 322,8 тонны, а их компонентов — на $8,6 млн весом 184,6 тонны, следует из данных корейской таможенной статистики.
Основной южнокорейский поставщик литий-ионных аккумуляторов в Россию — компания Enertech, которая отправляет батареи для «Рэнеры», говорят источники “Ъ”, знакомые с таможенной статистикой. В 2023 году объем поставок составил минимум 1,5 млрд руб. Enertech с 2022 года находится под контролем «Рэнеры», которая в 2022 году увеличила долю до 98,32% (см. “Ъ” от 15 мая 2023 годаexternal link, opens in a new tab).
Росатом в 2021 году купил 49% компании Enertech International у холдинга Ener1 Бориса Зингаревича, а в 2022 году — ещё 49%. Фирма Enertech работала с концернами BMW, Samsung и LG, поставляла батареи для норвежских электромобилей Think и делала батареи для «Аурусов» - отметил Максим Кадаков, главный редактор «За рулем».
Запрет на поставки может затруднить работу сборочных цехов госкорпорации в России, использующих корейские батареи. Аналитики считают, что это станет стимулом для инвестиций в разработки, и высказывают предположение о возможности разрешения поставок для определённых организаций властями Южной Кореи.
Думаю, пока ячейки из Кореи можно возить окольными путями. Либо выбить у властей Южной Кореи разрешение на прямые поставки, поскольку ячейки не несут статуса двойного назначения - добавил Максим Кадаков.
Enertech — относительно небольшой завод мощностью 150 МВт•ч с собственным R&D-центром. Компания развивает достаточно передовую технологию NMC (литий-никель-марганец-кобальт-оксидные аккумуляторы). В ТВЭЛ комментариев не дали.
Сейчас «Рэнера» привозит ячейки и модули с корейского завода для дальнейшей сборки на территории РФ. Собранные из корейских ячеек батареи уже сейчас имеют статус «сделано в России», поскольку госкорпорация летом 2023 года заключила специнвестконтракт (СПИК) на строительство гигафабрики мощностью 4 ГВт•ч в год (50 тыс. аккумуляторов) в Калининградской области. Запуск фабрики и производство батарей запланированы на осень 2025 года. Кроме того, у «Рэнеры» есть сборочная площадка на 150 МВт•ч на Московском заводе полиметаллов и на территории экономической зоны «Технополис Москва» на 320 МВт•ч.
В сентябре 2023 года стало известно, что «Рэнера» начинает строить еще одну гигафабрику на 4 ГВт•ч в год в поселении Красная Пахра на территории Троицкого административного округа.
Мэрия Москвы сообщала, что «Рэнера» заключила контракт с ГУП «Мосгортранс» на поставку более 155 тыс. тяговых аккумуляторных батарей для электробусов и электромобилей «Москвич». Изначально предполагалось, что на этот контракт будет устроен конкурс, но в результате тендер не состоялся. У «Росатома» есть и свои планы на производство транспорта: в 2022 году «Рэнера» приобрела за 6,2 млрд руб. долю в АО «Кама», которое планирует производить электромобили «Атом».
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что ограничения должны стать триггером для инвестиций в НИОКР по компонентам батарей. Он также отмечает, что сохранить какие-то поставки из Кореи в теории можно — через третьи страны. При этом собеседники “Ъ” в отрасли напоминают, что власти Южной Кореи могут дать разрешение корейской организации в виде исключения поставлять товар из санкционного списка в РФ при условии, что он не имеет статуса двойного назначения.