На организованной Минпромторгом стратегической сессии участники российского рынка редких и редкоземельных металлов (РМ и РЗМ) обсудили, какая помощь государства необходима для развития отрасли, и предложили конкретные меры. Свой список сформировали представители «Росатома».
«Россия производит миллионы тонн стали и тысячи тонн цветных металлов, которые нужны нашей промышленности. Однако все они могут сойти на ноль без таких компонентов, как редкоземельные металлы: без них у материалов не будет нужных свойств», — обозначил ценность РЗМ замминистра промышленности и торговли РФ Михаил Юрин.
В направлении «Редкие и редкоземельные металлы» дорожной карты «Технологии новых материалов и веществ» «Росатом» обязался создать по РЗМ производственную цепочку от добычи руды до выпуска материалов, напомнил директор по технологическому развитию «Росатома» Андрей Шевченко. В этом году работа продолжится в рамках нацпроекта «Развитие новых материалов и химической продукции». Предполагается, что направление РЗМ внутри национального проекта получит статус федерального. «Эффективные меры господдержки сделают экономически выгодными проекты в каждом элементе производственной цепочки», — уверен Андрей Шевченко.
Первый заместитель гендиректора «Атомредметзолота» (АРМЗ) Алексей Шеметов представил на сессии сравнительный анализ мер господдержки редкоземельной отрасли в Китае и Соединенных Штатах. Так содействие властей на протяжении нескольких десятилетий вывело компании этого сегмента в КНР на доминирующие позиции в мире.
В России, отметил Алексей Шеметов, есть налоговые послабления и льготное кредитование, но их надо скорректировать, чтобы производство РЗМ работало стабильно, обеспечивая технологический суверенитет.
Вот часть предложений, сформулированных на круглых столах.
- Оценивать эффективность проекта не по внутренней норме доходности (IRR, процентная ставка, при которой инвестор выйдет в ноль), а по мультипликативному эффекту (что улучшится в стране от запуска редкоземельного производства).
- Субсидировать операционные затраты: чем ниже доходы по сравнению с запланированными (план все же фиксируется в IRR), тем выше субсидия. Такой подход был применен к нефтегазовым проектам «Сахалин‑1» и «Сахалин‑2».
- Внедрить сертификацию компаний — поставщиков содержащих РЗМ материалов и пользоваться положениями федерального закона № 925, в соответствии с которым российская продукция должна быть в приоритете у покупателей, даже если цена на нее выше (но не более чем на 15 %).
- Включить требование об использовании только российских РЗМ в закупочные законы и правила. За приобретение материалов с российскими РЗМ покупатели будут получать баллы, повышающие уровень локализации (числовое обозначение купленных российских товаров, работ и услуг).
- Регулировать ценообразование для оборонно-промышленного комплекса. Металл для гражданского применения — закупать в Госрезерв, который гарантирует сбыт. Госрезерв может зарабатывать в период высоких цен продажами РЗМ, купленных в период низких.
- Перейти на трансфертное ценообразование, подразумевающее, что добывающее предприятие поставляет перерабатывающему сырье по себестоимости ради снижения контрактной цены на готовые российские РЗМ (пока цена импортных РЗМ ниже).
- Снизить ставку кредитования до 3 %, уменьшить ставки налогов в период окупаемости, субсидировать 75 % капитальных затрат.
Алексей Абрамов, сооснователь группы компаний «Скайград», одного из немногих российских производителей соединений, содержащих РЗМ, предложил внести поправки о приоритете российских поставщиков в закон о госзакупках. По его словам, китайские компании могут демпинговать бесконечно, поэтому правила «покупать по самой низкой цене» для поддержки российских производителей недостаточно. Также нужно учредить торговый дом, который будет обеспечивать госзаказ, и разобраться с огромными штрафами по госзаймам (1 % суммы кредита) за смену поставщика — в нынешних условиях это практически неизбежно, уверен Алексей Абрамов.
По итогам сессии предложения обобщат и передадут для рассмотрения органам власти.
Предложения «Росатома»
- Cнять налоговую нагрузку с предприятий по добыче и переработке стратегического сырья, в том числе РМ и РЗМ.
- Ввести льготные тарифы на транспортировку продукции, содержащей РМ и РЗМ.
- Закупать в Госрезерв содержащую РМ и РЗМ продукцию, не обеспеченную спросом.
- Проработать механизм субсидирования части затрат для достижения операционной и инвестиционной безубыточности проектов.
- Разработать методику оценки эффективности проектов по РМ и РЗМ.
Опыт других стран
КНР
- Создание стратегического резерва РМ и РЗМ на сумму 950 млн долларов.
- Субсидирование 80% рыночной ставки кредитов на пополнение оборотного капитала.
- Прямые денежные субсидии в строительство мощностей — до 45 долларов на 1 м2.
- Прямые денежные субсидии предприятиям — 160 долларов на 1 т добытых РЗМ и 240 долларов на 1 т переработанных.
- Денежные субсидии покупателям продукции China Northern Rare Earth (ключевого производителя) — 70 тыс. долларов на 2 тыс. т лантана и 140 тыс. долларов на 4 тыс. т церия.
- Субсидии на научно‑исследовательские и опытно‑конструкторские работы в добыче и переработке — 35–40 млн долларов в год, финансирование лабораторий и исследовательских центров.
- Беспошлинный ввоз содержащей РЗМ руды и возмещение продавцу НДС (13%) при экспорте магнитов (при экспорте редкоземельных оксидов, металлов и сплавов НДС не возмещается). Пошлины на импорт обработанных редкоземельных материалов, включая магниты.
США
- Прямое денежное субсидирование от Минобороны — до 100% затрат на строительство производств критически важных материалов (в рамках оборонных программ), куда входят РМ и РЗМ. Бюджет на эти цели в 2024 году — 276 млн долларов.
- Гранты Минэнерго на развитие предприятий, перерабатывающих РЗМ,— 150 млн долларов в 2023 году.
- Инвестиции в отрасль РЗМ Управления по ископаемому топливу и углеродному менеджменту Минэнерго — 58 млн долларов (с 2021 года).
- Финансирование 10 проектов развития технологий добычи лития на сумму 10,9 млн долларов.
- План Агентства оборонного снабжения на 2024 год — закупка РЗМ в Госрезерв на сумму более 45 млн долларов.
- Налоговые льготы на сумму до 100% капзатрат. В частности, льготу на 58,5 млн долларов получила компания MP Materials в связи со строительством производства неодимовых магнитов.
- Ввозные пошлины на первичные РЗМ — 5% (на церий — 5,5%, на ферроцерий — 5,9%).