18 мая в рамках Дня национальных приоритетов на ВДНХ при большом стечении слушателей состоялась панельная дискуссия «Передовые инженерные школы – полигон новых моделей инженерного образования». В роли модератора дискуссии выступал ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко.
Во встрече принимали участие проректор по цифровой трансформации СПбПУ Алексей Боровков, директор ПИШ МИСИС Иван Иванов, директор Научно-производственного центра НОЦ ПИШ «Агробиотек» ТГУ Игорь Памирский и директор ПИШ МАИ Наталья Шовгеня.
Открывая дискуссию, Владимир Шевченко отметил, что за два года существования проекта «Передовые инженерные школы» был пройден большой путь и накоплен опыт, который обобщается в НИЯУ МИФИ как в методологическом операторе ПИШ; таким образом проекту предается форма отчуждаемого продукта, который можно транслировать на другие университеты.
В то же время ректор НИЯУ МИФИ подчеркнул, что ПИШ, как каждый большой проект, начал жить своей жизнью, в нем появились свои внутренние процессы и внутренняя динамика, и именно поэтому так важно слышать информацию о них из первых рук.
Участники встречи рассказывали о достижениях и основных направлениях работы своих инженерных школ, при этом все особенно подчеркивали, что при проектировании ПИШ главным ориентром служили потребности индустриальных партнеров в перспективных разработках.
«У нас хорошая связь с индустриальными партнерами, мы понимаем их боль, и на какие кейсы и задачи мы должны опираться, чтобы вести проектную деятельность», - сказала Наталья Шовгеня.
Игорь Памирский подчеркнул, что при проектировании ПИШ принимаются во внимание актуальные вызовы национальной безопасности России.
«Мы готовим кадры не для того, чтобы заткнуть текущие дыры на предприятиях, а для того, чтобы смореть чуть дальше», - отметил Иван Иванов.
По словам представителя МИСИС, обучающиеся не просто повышают свою квалификацию на предприятиях индустриального партнера (в данном случае - Госкорпорации «Росатом»), на их плечи ляжет и модернизациях этих предприятий.
Опыт организации передовых инженерных школ уже позволяет вырабатывать предложения по реформированию инженерного образования в целом. Все участники дискуссии согласились с ректором НИЯУ МИФИ, который, перефразируя афоризм классика психологии Льва Выготского, сказал, что инженерное образование должно ориетироваться не на настоящее, а на будущее инженерной профессии.
В МАИ уже смогли составить профиль выпускника ПИШ. По словам Натальи Шовгени, выпускник ПИШ должен быть способен не только выполнять техническое задание, но и уметь сформулировать проблемы, подобрать команду, и организовать работу внутри команды. В МАИ предлагают новую модель инженерного образования, включающую, между прочим, и гуманитарный блок (а внутри него – блок философии техники).
Игорь Памирский рассказал, что в рамках работы Передовой инженерной школы «Агробиотек» при ТГУ была сформулирована идея инженерного образования в агробиологии, предполагающая внедрение инженерного подхода к живым объектам.
Игорь Памирский также особенно почеркнул важность внедрения VR в инженерное образование. «Инженеры нам видятся как научный спецназ, который может взяться за любую задачу и не боится перемен», - сказал директор НОЦ ПИШ «Агробиотек».
Иван Иванов рассказал, что в рамках ПИШ МИСИС была выработана идея фабрики для обучения, на которой студенты могут создавать опытные изделия и, например, демонстарировать возможности использования новых материалов в атомном машиностроении в будущем (заметим, что в НИЯУ МИФИ тоже есть аналогичная фабрика).
Алексей Боровков значительную часть своего выступления посвятил рассказу об идее «цифровой фабрики», которая должна стать рабочей средой инженеров и которая будет фиксировать – в виде цифровых документов и двойников изделий - все этапы инженерной работы.
Можно надеяться, что те новые идеи, которые родились в процессе реализации проекта «Передовые инженерные школы» действительно станут зародышами масштабных изменений в российском высшем образовании.
Видеозапись дискуссий, прошедших в рамках Дня национальных приоритетов на ВДНХ можно посмотреть по ссылке(внешняя ссылка).
Дискуссия была организаована ФГАНУ «Социоцентр». Ранее «Социоцетр» провел семинар-интенсив «Передовые инженерные школы в медиапространстве».
Напомним, что ФГАНУ «Социоцентр» и НИЯУ МИФИ являются операторами проекта «Передовые инженерные школы». На НИЯУ МИФИ возложено методологическое сопровождение проекта.