Сфера государственного управления в России сегодня претерпевает системную трансформацию. Происходит активная цифровизация всех ее сфер. Скрипящий пером «Акакий Акаиевич» давно ушел в прошлое, сегодняшнее государственное и муниципальное управление становится сетью взаимосвязанных цифровых сервисов, баз данных, систем поддержки принятия решений. Не меньшее, а может быть и большее, значение имеет насыщение всех отраслей хозяйства IT технологиями.
Их использование и управление ими стало повседневностью государственного и муниципального управления. Этому процессу способствует, в частности недавно запущенный Национальный проект «Цифровая экономика» и приходящий ему на смену новый проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства». Новые принципы и новые задачи госуправления требуют служащих нового типа, которые соединяют управленческие и IT-компентенции. Для подготовки таких служащих в НИЯУ МИФИ достаточно давно реализует образовательные программы, ориентированные в этом направлении. Но в новом учебном году появилась потребность в их коррекции и более точной настройки с учетом старта нового проекта. Это привело к формированию и запуску новой магистерской образовательная программа «Государственное и муниципальное управление на основе экономики данных».
Программа разработана и реализуется специалистами Факультета бизнес-информатики и управления комплексными системами НИЯУ МИФИ (декан - А.В. Путилов). Ее выпускники должны стать не просто служащими в министерствах и мэриях, но брать на себя ответственность за цифровую стабильности государственной системы управления в меняющихся условиях. Они должны будут уметь интегрировать в процесс управления все новейшие цифровые инструменты- и те, что уже есть и те что еще появятся в ближайшие годы. В частности, речь идет о том, что необходимая для принятия управленческих решений информация должна собираться за счет удаленного мониторинга ключевых параметров оборудования и автоматического сбора данных в рамках Интернета вещей. Муниципальным служащим предстоит работа над реализацией концепции «Умный город» и создание общегородских платформ, которые должны уметь взаимодействовать с другими платформами, в частности отраслевыми (Госуслуги и т.д.).
Конечно, учащиеся будут изучать предметы, которые традиционно изучают будущие госслужащие- такие как «Государственное и муниципальное управление», «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления», «Городская пространственная структура и «умное» планирование». Но одновременно им предстоит изучение учебных дисциплин, соединяющих управление с цифрой – например «Сквозные цифровые технологии в системе государственного и муниципального управления», «Цифровая трансформация экономики», «Эффективность управления на основе цифровых данных». Наконец, группа учебных предметов связана с управлением современной экономикой- например «Региональная и отраслевая экономика», «Математическое моделирование социально-экономического развития», Управление инновационными проектами».
Особенно важно, что благодаря сотрудничеству с госкорпорацией «Росатом» у обучающихся будет возможность попробовать свои силы на практике. Студентам может быть предложен уникальный полигон для апробации своих проектов - это атомные города, в том числе ЗАТО. Студенты получат возможность участвовать в решении проблем этих городов в контуре деятельности ГК Росатом, и, в частности, в рамках внедрений продуктов и решений платформы «Умный город Росатом».