В видах и типах радиоактивных отходов и в способах их переработки разобрались 14 марта посетители Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Ульяновка в рамках ИЦАЭ OPEN.
Нон-стоп мероприятий открыло занятие «Просто о радиации». Ольга Кочерга, эксперт информационного центра филиала «Димитровградский» ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами», рассказала школьникам, что такое радиация, где её можно встретить. Например, слушатели узнали, что за час полёта человека на самолёте он получает дозу радиации в 50 раз большую, чем когда он находится на земле, но это совершенно нормально.
Ольга также поделилась интересными фактами из истории: во Франции существовала торговая марка радиоактивных товаров под названием THO-RADIA. Производители добавляли дорогостоящие радиоактивные вещества в косметику и зубную пасту в очень маленьких дозах.
«Кстати, Центральный вокзал Нью-Йорка является одним из крупнейших в мире и одним из самых радиоактивных. Его радиоактивность обусловлена гранитными стенами и фундаментом, потому что гранит как горная порода характеризуется более высоким уровнем естественной радиоактивности», — объяснила Ольга Кочерга.
В завершение занятия эксперт продемонстрировала работу дозиметрического прибора. Затем все желающие смогли сделать замер уровня радиации вблизи различных объектов и минералов с помощью поискового дозиметра.
Продолжил научный марафон фильм «Убежище для атома. 10 лет на страже безопасности», рассказывающий о создании в Российской Федерации системы финальной изоляции радиоактивных отходов.
«Гвоздём» программы стала лекция «РАО и где они обитают» от Ольги Кочерги. Радиоактивные отходы (РАО) бывают жидкими, твёрдыми и газообразными. Различают шесть классов отходов. На территории Ульяновской области происходит финальная изоляция жидких радиоактивных отходов (ЖРО) близи города Димитровграда.
«Откуда же они берутся? Как многие считают, что только с атомных станций, но это далеко не так. Сельское хозяйство, наука, медицина, оборонная промышленность, Атомфлот, добывающая промышленность также являются источниками РАО», — пояснила Ольга Кочерга.
Эксплуатация пункта глубинного захоронения ЖРО «Опытно-промышленный полигон» началась в 1966 году, а в 1974 году он вышел на промышленную мощность. Более 50 лет полигон был в ведении НИИАР, а с момента создания НО РАО был передан ему в 2012 году.
«Близи Димитровграда несколько водоносных комплексов, между ними шесть водоупоров, их общая глубина – 600 метров плотных глинистых пород. Они непроницаемы для воды и обеспечивают надёжную локализацию ЖРО на глубине 1400 метров. Водообмен на этой глубине – до 1 метра в год. На территории полигона находятся четыре нагнетательных скважины и 28 наблюдательных скважин для обеспечения мониторинга», — рассказала эксперт.
Мониторинг проводится регулярно, а его результаты в виде ежегодных отчётов направляются в Управление по недропользованию по Ульяновской области. Гидродинамические и гидрофизические исследования нужны, чтобы проверить, нет ли утечек в самом грунте и как проходит распределение отходов. «Отходы с других производств в Димитровградском хранилище не захораниваются – это миф», — прокомментировала Ольга Кочерга.
Завершился вечер экоквизом «Раздельный сбор отходов» от молодёжного экосовета при Министерстве природы Ульяновской области. «Цель квиза – научить людей продумывать процесс переработки или захоронения ненужной упаковки или мусора, оставшихся после использования. Это называется осознанным потреблением», — рассказали организаторы.