В физике рассматриваются гипотетические сверхсветовые частицы - тахионы. В нынешнем научном обществе их до сих пор рассматривают как объекты, которых быть не может и которые ни в какую теорию не вписываются.
Причин отсутствия тахионов в квантовой теории по крайней мере три. Первая — основное состояние тахионного поля должно быть неустойчивым, что означает, что такие сверхсветовые частицы будут образовывать лавины. Вторая — изменение инерциального наблюдателя должно приводить к изменению числа частиц, наблюдаемых в его системе отсчета, что противоречит логике. И причина третья — энергия сверхсветовых частиц может принимать отрицательные значения.
Физики Варшавского и Оксфордского университетов решили подойти к «легализации» этой гипотетической частицы сразу со всех сторон. Оказалось, что к граничным условиям, определяющим ход физических процессов, относится не только начальное, но и конечное состояние системы. Проще говоря, чтобы вычислить вероятность квантового процесса с участием тахионов, необходимо знать не только его начальное состояние (прошлое), но и конечное (будущее). Как только этот факт был включен в теорию, все упомянутые трудности исчезли, а тахионная теория стала математически непротиворечивой. Похоже, будущее и правда влияет на настоящее.
Результаты работы опубликованы в журнале Physical Review D. В статье также поднимается вопрос о том, являются ли тахионы, описанные таким образом, чисто «математической возможностью», или, вероятно, они когда-нибудь будут наблюдаться. По мнению авторов, тахионы не только возможны — они неотъемлемый компонент спонтанного разрушения, ответственного за образование материи. Эта гипотеза означает, что возбуждения поля Хиггса до того, как симметрия была спонтанно нарушена, могли распространяться в вакууме со сверхсветовыми скоростями.