Индия представила государственно-частную программу по сооружению малых модульных реакторов «Bharat» мощностью 200 и 55 МВт

Первые два ведущих энергоблока 55-мегаваттного варианта малого модульного реактора Bharat будут построены на площадке Департамента атомной энергетики Индии к 2033 году, сообщил парламентариям государственный министр Джитендра Сингх.

Сингх предоставил информацию о статусе предложения Департамента атомной энергетики (DAE) малого модульного реактора Bharat (ММР) в письменном ответе Лок Сабхе, нижней палате индийского парламента, предоставив информацию о версии 200 МВт — BSMR-200 — и версии 55 МВт.

Сингх сказал, что реактор BSMR-200 с тяжелой водой под давлением (PHWR) будет использовать топливо из «слегка обогащенного» урана, добавив, что «большая часть оборудования находится в пределах возможностей индийской промышленности» — Индия строила реакторы PHWR мощностью 220 МВт с 1980-х годов и сейчас строит парк реакторов PHWR собственной разработки мощностью 700 МВт.

Малый реактор проектируется и разрабатывается Центром атомных исследований Бхабха и Корпорацией ядерной энергетики Индии (NPCIL)

«Головной энергоблок будет расположен на площадке DAE. Последующие блоки должны быть расположены на площадках целевой промышленности в случае собственнических электростанций и на площадках выбывающих тепловых электростанций», — сказал он, - «Производство и поставка оборудования и компонентов будут осуществляться различными отечественными ядерными поставщиками, при поддержке DAE. Разработка критически важных элементов, таких как поковки из низколегированной стали, необходимые для изготовления корпуса реактора и приводных механизмов управления реактивностью, была реализована отечественными частными поставщиками. Разработка других критически важных элементов, таких как насосы охлаждающей жидкости реактора, была уже начата с частными поставщиками. Все основные работы по разработке будут завершены на предпроектной стадии. Концептуальный проект BSMR завершен и находится на стадии утверждения. Расчетное время строительства BSMR составляет от 60 до 72 месяцев после получения разрешения на проект».

BSMR будет иметь пассивные функции безопасности, а также «несколько инженерных систем для обеспечения ядерной безопасности во время аварий», сказал Сингх. Отработанное топливо будет обрабатываться и храниться на месте в соответствии с широкой философией Индии по извлечению «полезных радиоизотопов» путем переработки, а оставшиеся отходы будут остеклованы и храниться в инженерных помещениях в соответствии с международно признанной практикой.

«Однако в случае ММР технология переработки должна быть перепроектирована на основе конфигурации топлива», — сказал он.

Бюджет на 2025 год включает выделение 20 000 крор индийских рупий (около 2,5 млрд долларов США) на проектирование и развертывание ММР, отметил Сингх (1 крор равен 10 миллионам).

Планы сооружения BSMR-55

Малый модульный реактор мощностью 55 МВт, предназначенный для развертывания в отдаленных местах, также разрабатывается, сказал Сингх, а первые два энергоблока будут «установлены на площадке DAE к 2033 году».

«В зависимости от прогнозируемого спроса, BSMR-200 также может быть развернут для таких целей. Оба эти ММР предназначены для работы в изолированном режиме, не подключенном к сети», — сказал он.

Министр финансов Индии Нирмала Ситхараман объявила в бюджете на 2024 год о намерении правительства исследовать и разработать малый модульный реактор Bharat. В бюджете этого года, объявленном в феврале, она пообещала федеральные средства на разработку не менее пяти индийских ММР, которые должны быть введены в эксплуатацию к 2033 году, а также внесение поправок в индийское законодательство для поощрения участия частного сектора в рамках планов по сооружению не менее 100 ГВт новой атомной генерации к 2047 году.

Ранее в этом году NPCIL опубликовала Запрос предложений от «визионерских индийских отраслей» для финансирования и строительства предлагаемого парка малых реакторов Bharat мощностью 220 МВт. Tata Power и Naveen Jindal Group уже выразили заинтересованность в создании малых модульных реакторов, а в феврале министр железных дорог Ашвини Вайшнау сообщил Раджья Сабхе — верхней палате индийского парламента — что атомная энергетика рассматривается для удовлетворения растущих потребностей в электроэнергии железнодорожного сектора страны.

Читать оригинал