60 молодых ученых РФ приняли участие в научной школе «Росатома» по радиохимическим технологиям

Третий модуль научной школы «Радиохимические технологии» прошел в частном учреждении «Наука и инновации» (входит в «Росатом») в Москве. Обучение велось в очном и онлайн-форматах.

Модуль объединил около 60 молодых ученых из разных дивизионов госкорпорации, включая научный, топливный, электроэнергетический и другие. Спикерами школы радиохимии стали представители организаций «Росатома», Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, «Центра компьютерного инжиниринга» Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Томского политехнического университета и др. В своих выступлениях лекторы охватили развитие радиохимических предприятий, вопросы ядерного топливного цикла, математическое моделирование радиохимического оборудования и технологий, а также примеры их применения. В частности, с докладом об основах трансмутации выступил начальник отдела науки АО «Прорыв», доктор физико-математических наук, Юрий Хомяков. Спикер отметил, школа радиохимии позволяет специалистам разных дивизионов и организаций обменяться опытом и обсудить те рабочие вопросы, которые можно решить только сообща.

«Третий модуль школы был посвящен отдельным радиохимическим вопросам передовых направлений, которые реализуется в отрасли сегодня – это математическое моделирование с целью создания цифровых двойников, создание исследовательского жидко-солевого реактора, получение радионуклидов для ядерной медицины, возможности современной робототехники в развитии радиохимических производств. Чтобы эти и другие направления, которыми занимается “Росатом” в области радиохимии, получили развитие, необходимо обеспечить всестороннюю подготовку квалифицированных молодых специалистов, помогая расширять область знаний радиохимиков и специалистов других направлений», – подчеркнул руководитель отраслевой научной школы «Радиохимические технологии», заместитель директора – директор направления радиохимии частного учреждения по обеспечению научного развития атомной отрасли «Наука и инновации» доктор химических наук Андрей Шадрин.

Сотрудник научно-производственного комплекса изотопов и радиофармпрепаратов Физико-энергетического института имени А.И. Лейпунского (АО «ГНЦ РФ – ФЭИ», входит в Научный дивизион «Росатома») Екатерина Иваницкая приняла участие в обучении впервые. По ее мнению, лекции школы радиохимии углубляют знания молодых специалистов в конкретных областях и направлениях. Теперь полученную информацию планирует применить при написании научных работ.

«Прослушав лекции, по-новому раскрылись вопросы трансмутации минорных актинидов. Особенно полезно было прослушать лекцию о выделении технеция из отработавшего ядерного топлива. В этом году я поступила в аспирантуру и планирую применить знания, полученные на этих лекциях, в практических исследованиях своей диссертации. В частности, буду заниматься изучением радиоактивного нуклида технеций-99м, его свойств и возможности получения других изотопов технеция для ядерной медицины», – отметила Екатерина Иваницкая.

Финальный день школы радиохимии участники провели на площадке Высокотехнологического научно-исследовательского института неорганических материалов имени академика А.А. Бочвара (АО «ВНИИНМ», входит в Топливный дивизион «Росатома») в Москве.  Обучение в научной школе по радиохимии включает в себя четыре модуля и завершится в конце 2025 года. По итогам обучения участники школы получат сертификаты.

«Научные школы “Росатома”» – отраслевой образовательный проект, нацеленный на развитие научно-технических компетенций молодых исследователей, расширение их кругозора, привлечение и удержание талантливой молодежи в научном секторе «Росатома», предоставление молодым ученым доступа к результатам новейших исследований, создание пространства для неформального общения в экспертной среде, развитие научной коммуникации, формирование магистральных трендов развития в научной тематике. Проект реализуется с 2019 года. Формат обучения предполагает полное погружение в проблематику. Два раза в год 30-40 молодых специалистов до 35 лет (уровня научного сотрудника, младшего научного сотрудника) в течение рабочей недели (4-5 дней) участвуют в лекциях, мастер-классах, дискуссиях, технических турах на объекты научного дивизиона. По итогам обучения каждый участник формирует и представляет план действий на ближайшие полгода – год. В него должны войти мероприятия по подготовке к защите диссертации (публикации, конференции и т.д.) или дальнейшему профессиональному развитию.

Читать оригинал