Южнокорейские KAERI и Samsung Heavy Industries получили базовую сертификацию на концепт-проект первого в мире танкера СПГ с жидкосолевым реактором

Samsung Heavy Industries получила предварительное одобрение (Approval in Principle, AIP) от Американского бюро судоходства (ABS) и Либерийского судового регистра для концепции СПГ-танкера вместимостью 174 000 м³, оснащённого малым жидкосолевым реактором (ЖСР).

Разработка концепции реактора ведётся совместно с Корейским институтом ядерных исследований (KAERI). Реактор проектируется мощностью 100 МВт(т) и рассчитан так, чтобы работать на протяжении всего срока службы судна без перегрузки топлива, даже если будет установлен только один энергетический модуль.

«Жидкосолевой реактор характеризуется повышенной стабильностью и высокой энергетической эффективностью, так как использует ядерное топливо из расплавленной соли, выполняющее одновременно роль теплоносителя», — отметили в Samsung Heavy Industries, которая на протяжении многих лет исследует ядерные технологии, включая проекты плавучих атомных станций.

Концептуальная схема судового жидкосолевого реактора KAERI

Предварительное одобрение (AIP) в рамках программы Novel Concept Class Approval подтверждает, что предложенная концепция в целом соответствует действующим правилам ABS и отраслевым стандартам. Такой документ выдаётся на ранней стадии проектирования, чтобы продемонстрировать жизнеспособность проекта для партнёров и регулирующих органов, но с учётом последующих доработок и выполнения определённых условий.

В KAERI подчеркнули, что получение AIP — «первый шаг на пути к реальной разработке атомного судна».

В октябре 2024 года ABS представило исследование по применению малого модульного реактора на стандартном СПГ-танкере грузоподъёмностью 145 000 м³. Рассматривалась возможность использования высокотемпературного газоохлаждаемого реактора для оценки влияния на конструкцию, эксплуатацию и выбросы судна. СПГ-танкеры сегодня востребованы в связи с ростом мирового рынка СПГ. Энергопотребление таких судов обычно находится в диапазоне 30–75 МВт.

В августе 2022 года ABS получило контракт от Министерства энергетики США на исследование барьеров внедрения ядерной пропульсии на коммерческих судах при поддержке Национального центра ядерных инноваций (NRIC) в Идахо.

Судоходство ежегодно потребляет около 350 млн тонн ископаемого топлива, формируя около 3% мировых выбросов CO₂. В июле 2023 года Международная морская организация (IMO) утвердила цель достичь углеродной нейтральности к 2050 году. Ядерные энергоустановки рассматриваются как один из ключевых способов радикально сократить выбросы отрасли, однако остаются вызовы, связанные с регулированием и восприятием обществом.

Samsung Heavy Industries представила концеп-проект танкера СПГ на выставке Gastech 2025 в Милане

Читать оригинал