Участники молодежной программы World Atomic Week обсудили пути воспитания эко-профессионалов будущего

На фестивале, приуроченном к 80-летию атомной промышленности, обсудили образовательные и просветительские практики в сфере экологии

27 сентября 2025 года в рамках молодежной программы международного форума «Мировая атомная неделя» (World Atomic Week) участники проектов «Менделеевские классы» и «Менделеевская экологическая экспедиция» обсудили эффективные образовательные и просветительские практики в сфере экологии для молодежи. Мероприятие прошло в формате открытой (Эко)лаборатории.

Лаборатория объединила представителей Совета Федерации Федерального Собрания Российский Федерации, представителей госкорпорации «Росатом», ФГУП «Федеральный экологический оператор» (ФГУП «ФЭО»), юннатского направления одного из молодежных движений и участников проекта «Менделеевские классы».

«В “Росатоме”, в Федеральном экологическом оператор мы уделяем особое внимание сохранению чистоты территорий, на которых находятся наши предприятия или где мы выполняем работы. Поэтому неслучайно в регионах расположения строящейся производственной инфраструктуры для обращения с промышленными отходами мы создали “Менделеевские классы”. Сегодня это уже шесть субъектов Российской Федерации и более 370 “менделеевцев” 8-11 классов, и масштабирование проекта продолжает увеличивать количество на 20-30 % учащихся ежегодно, — отметила заместитель генерального директора по регулированию сферы обращения с ОПВК ФГУП «ФЭО» Наталья Кривенко.

По ее словам, многие из выпускников «менделеевской альма-матер» пошли на специальности, тем или иным образом связанные с развитием технологий по охране окружающей среды и здоровья людей. Это значит, что наши производственные предприятия вскоре смогут получить поколение молодых экологов, подготовленных, в том числе при поддержке Росатома».

Особое место в работе эколаборатории заняли выступления самих «менделеевцев». Ребята поделились тем, как участие в проектах помогает им получать новые знания, опыт и профессиональные ориентиры. В частности, Полина Санникова, ученица 11-го «Менделеевского класса» Лицея № 1 им. Н. К. Крупской г. Камбарка (Удмуртская Республика) рассказала об особенностях образовательной программы проекта, которая объединяет углубленное изучение химии и математики, практические занятия в вузах-партнерах и проектную деятельность, формируя у школьников интерес к профессиям, востребованным в экологии. Она предложила расширить меры поддержки проекта и предусмотреть возможность предоставления ребятам дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в вузы.

Участники также обсудили меры поддержки выпускников «Менделеевских классов» при поступлении в профильные вузы и создание юннатских станций в городах реализации проекта.

«Вовлечение молодежи в решение важных для страны задач — это необходимое условие устойчивого развития и формирования поколения, готового брать ответственность за будущее государства и общества. Росатом демонстрирует комплексный системный подход к этой работе: проекты “Менделеевские классы” и “Менделеевская экологическая экспедиция” не только дают знания, но и формируют новое поколение ответственных, активных и талантливых граждан России. Считаю, что такие успешные практики с фокусом на научно-исследовательскую работу необходимо поддерживать и масштабировать», — отметила член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Ольга Щетинина.

Открытая (Эко)лаборатория «менделеевцев» стала площадкой для поиска новых идей и определения вектора дальнейшего развития проектов «Менделеевские классы» и «Менделеевская экологическая экспедиция». Она подтвердила их значимость в формировании экологически осознанного поколения и подготовке будущих специалистов в сфере экологии.

Образовательный проект «Менделеевские классы» реализуется госкорпорацией «Росатом» совместно с Российским химико-технологическим университетов им. Д. И. Менделеева в регионах, где создается современная инфраструктура для обращения с отходами I и II классов. Цель – внедрение передовых образовательных программ для развития науки и кадрового потенциала в сфере экологии через сетевое взаимодействие с вузами и предприятиями, систему предпрофессиональной подготовки и раннюю профориентацию школьников.

Читать оригинал