«Радиевый институт» Росатома испытывает прототип высокочувствительного анализатора радионуклидного состава ксенона и криптона в воздухе

Исследования проводились на базе АО «Радиевый институт им. В.Г. Хлопина» (входит в Научный дивизион госкорпорации «Росатом»). Разработанное устройство позволяет определять состав воздуха, выяснять, случались ли в той или иной местности утечки радиации, и даже предполагать их природу: по соотношению выброшенных в атмосферу радионуклидов прибор устанавливает, произошел ядерный взрыв или случилась авария на атомном объекте. 

Опытный образец прибора мобилен и состоит из двух модулей: аналитического и пробоотборного. Такая комплектация позволяет определять радионуклидный состав газов – ксенона и криптона – и их концентрацию в воздухе как в полевых, так и в лабораторных условиях. Принцип работы установки состоит в физической адсорбции газов в порах сорбента с концентрированием целевых компонентов газовой смеси и выбросом балластных газов,  а затем извлечении и анализе, как качественном, так и количественном. Анализ газовой смеси осуществляется комплексно, с параллельным задействованием хроматографа, детектора бета-гамма-совпадений и жидкостного сцинтилляционного спектрометра. Преимущественной особенностью образца служит возможность проводить пробоотбор при температуре -5 — -10°C, тогда как обычно подобные процессы проводят в криогенных условиях — при температуре ниже -150°C.  

В технологиях западных конкурентов и российских аналогов применяется способ криогенной адсорбции, предполагающий охлаждение сорбента до крайне низких температур с использованием холодильных камер и установок с жидким азотом. Таким образом, разработанный учеными «Росатома» образец превосходит конкурентные установки по энергоемкости, компактности и легкости в транспортировке. 

«Испытания, проведенные нами на неактивном ксеноне, завершились успешно. На следующем этапе мы будем проводить работы с радиоактивным ксеноном – установим границы его определения, а после обозначим диапазон температур, влажности и другие параметры, необходимые для работы опытного образца», – рассказал ведущий инженер лаборатории аппаратных и методических приложений ядерной спектрометрии Алексей Третьяков. 

Читать оригинал