Американские профильные издания сообщают, что министр энергетики США Крис Райт запретил своим подчинённым руководствоваться принципом ALARA.
Хотя об этом не говорится прямо, но очевидно, что такое решение чиновник принял во исполнение одного из положений майских (2025 год) указов президента США Дональда Трампа.
Принцип ALARA имеет давнюю историю. Его предтечи можно найти в первых публикациях международной комиссии по радиационной защите (МКРЗ), датируемых 1950-1960-ми годами.
В частности, в публикации №9 (1965 год) можно видеть такую строку:
…all doses be kept as low as is readily achievable, economic and social considerations being taken into account.
В переводе на русский эта формулировка может звучать примерно так: "Все дозы должны быть настолько низкими, насколько это легко достижимо, с учётом экономических и социальных соображений".
Предположительно, это первое появление в официальном документе определения as low as is readily achievable, удобно сокращаемого по первым буквам как ALARA.
В публикации №26, выпущенной в 1977 году, комиссия внесла в определение одно изменение, заменив слово readily на reasonably. То есть, отныне предлагалось добиваться, чтобы дозы были "настолько низкими, насколько разумно достижимо".
В таком виде принцип ALARA стал одним из основополагающих принципов для атомной отрасли во всём мире. В России принцип был учтён при разработке таких документов как ОСПОРБ-99, НРБ-96, НРБ-99 и других.
Неоднозначный и двусмысленный
На протяжении многих лет критиковать принцип ALARA считалось нецелесообразным, принимая во внимание его важность для достижения общественной приемлемости атомной энергетики.
Но, как видно, в США с приходом в президентское кресло Трампа ситуация переменилась радикально.
Критики принципа ALARA в этой стране утверждают, что он сформулирован неоднозначно, и его двусмысленность оправдывает чрезмерные, а иногда даже безумно дорогие расходы.
В качестве характерного примера, в котором размытость формулировки принципа приводит к абсурду, называются работы по ликвидации наследия Холодной войны на комплексе "Ханфорд".
Там слепое следование принципу обернётся дополнительными расходами в сумме сотен миллиардов долларов для того, "чтобы через 3 тысячи лет кто-то не получил дозу радиации, эквивалентную одному перелёту через всю страну".
Неофициальная критика из недр американской атомной отрасли ещё более жёсткая.
Говорится, например, что менеджеры среднего звена превратили сегодня ALARA в удобное обоснование перерасходов смет с одновременным повышением своих бонусов и премий.
Защитники у принципа ALARA в США также ещё остались. По их мнению, оппоненты преувеличивают негативное влияние принципа на коммерческую атомную энергетику, так как отнюдь не он является основным фактором, определяющим затраты.
Примечательно, что и защитники, и оппоненты ALARA сходятся в одном: критически важно определить, какая методика сможет его заменить.
Нынешний принцип, пусть и не идеален, даёт ясные ориентиры для работы, тогда как любая новая система потребует времени для апробации и подтверждения своей работоспособности.







