О государственно-частномпартнерстве в области стандартизации
Никифоров Н.В. – к.т.н., академик Всемирной академии наук комплексной безопасности, член Комитета ТПП РФ по качеству продукции, ветеран атомной энергетики и промышленности
В ходе российских социально-экономических реформ конца 20-го – начала 21-го веков винтеллектуальный лексикон был введен термин «государственно-частное партнерство», предназначенный для изучения моделей и процессов управления собственностью, инвестициями, регулирования предпринимательской деятельности.
В других развитых странах в этом контексте обычно используется термин Public-Private Partnership (PPP) – публично (общественно) - частное партнерство, которое несколько отлично по своему смыслу от первого. Попробуем разобраться в этом.
На сегодняшний день нет общепризнанного и узаконенного определения термина «государство». В международном праве общеизвестна Конвенция Монтевидео 1933 года, закрепившая четыре признака государства, как субъекта международного права: население, территория, собственное правительство, способность к отношениям с другими государствами. В аспектах данных признаков термин «государство» используется либо для обозначения политико-географического образования (страна, как суверенные территория и население), либо для обозначения политико-правовой системы институтов власти.
Очевидно, что при рассмотрении собирательного термина «государственно-частное партнерство» под государством следует понимать политико-правовую систему институтов власти. В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Следовательно, термин «частное» должен использоваться здесь в правовом аспекте развития и защиты частных интересов независимости и инициативы граждан (физических лиц) и их юридических форм объединений для осуществления имущественной деятельности.
В отечественной литературе подгосуда́рственно-ча́стным партнёрством(далее - ГЧП) понимается взаимодействие органов государственной власти и бизнеса в решении общественно значимых задач по определенным моделям управления собственностью, финансирования и организации деятельности.Специального закона о ГЧП не существует.
Государство, как суверен, не может вступать в гражданско-правовые отношения в качестве равноправного субъекта – партнера (т.е. равноправного участника совместной деятельности), потому что может принимать административные акты, игнорирующие равенство. При этом государство при всех условиях является субъектом публично-правовых отношений. Термин «публичный» означает «в присутствии публики, открытый».
Публично-правовые отношения отличаются от гражданско-правовых отношений тем, что включают в себя диспозиции исполнения государством своих конституционных (публичных) функций обеспечения прав и свобод человека, гражданина и народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Политика государства по совершенствованию публичного права партнерских отношений с предпринимательским сектором реализуется через формирование таких институтов гражданского общества, как общественные и некоммерческие объединения юридических и физических лиц.
К общественным и некоммерческим объединениям относятся торгово-промышленные палаты, союзы промышленников и предпринимателей, профильные ассоциации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, саморегулируемые организации, общественные экспертные советы и другие. Эти объединения могут и должны использовать в своей деятельности профессиональные знания и опыт, накопленные гражданами в процессе трудовой деятельности.
На современном этапе социально-экономического развития в условиях глобализации и присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) актуальной задачей ГЧП является инновационное развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и энергетики России в целях обеспечения, в первую очередь, национальной безопасности.
ГЧП в стандартизации является главным необходимым условиеминновационного развития, как высокотехнологичных отраслей, так социально-экономических и общественных отношений в целом.
Системные коллизии функций государственного регулирования безопасности, государственного управления и саморегулирования определяют ряд недостающих правовых условий ГЧП, которые необходимы для инновационного развития и экспансии национальных стандартов в международное право и которые рассмотрены ниже. Некоторые коллизии стандартизации обусловлены конфликтами интересов органов исполнительной власти в узаконенных диспозициях управляющих и регулирующих функций и норм ответственности за результаты деятельности. Некоторые коллизии связаны с новым «философским мышлением» в идеологии регулирования безопасности и управления качеством деятельности.
Главной задачей профессиональных институтов гражданского общества является конструктивное содействие органам власти в стандартизации[1]external link, opens in a new tab(включая законотворчество). Такой вид деятельности можно называть публично-государственным партнерством, а в совокупности с ГЧП – это будет уже «публично-частным партнерством».
Главной целью стандартизации в социально-ориентированном государстве РФ, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека в соответствии с Конституцией РФ является нормативное правовое обеспечение качества жизнедеятельности общественного объединения - страны.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) с участием Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия подготовили проект федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» и «дорожную карту» его реализации, которые были опубликован 5 марта 2013 года на сайте www.gost.ruexternal link, opens in a new tab.
В открытом обращении Комитета РСПП к общественности содержится просьба высказать мнение о необходимости разработкитакого закона, обсуждаемой с середины прошедшего десятилетия, в частности, на конференциях и на круглых столах Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ и РСПП.
В соответствии с Конституцией РФ федеральные законы принимаются «по предметам ведения Российской Федерации» (статья 76), одним из предметов которого являются стандарты (статья 71). Закон «О стандартизации» [1] был принят в 1993 году практически одновременно с Конституцией РФ и содержал следующее определение термина стандартизации:
«Стандартизация- это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее - требования) в целях обеспечения:
безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны».
Закон [1] не регулировал «отношения, связанные с государственными образовательными стандартами и государственными стандартами социального обслуживания».
В 2002 году был разработан и принят федеральный закон «О техническом регулировании» [2], который отменил закон о стандартизации [1], ограничив сферу стандартизации отношениями:
возникающими при «разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия».
Здесь необходимо заметить, что стандарты, как предмет ведения Российской Федерации, должны применяться, и применяются во всех сферах государственного ведения, установленных в статье 71 Конституции РФ, и в других сферах негосударственного ведения. При этом различные требования к стандартизации в отдельных сферах деятельности, регулируемых законами, содержатся в ряде законодательных актов, например [3 - 7]. В этой связи восстановление утратившего в 2002 году силу закона о стандартизации [1], в качестве системообразующего закона, регулирующего стандартизацию отношений государственно-частного партнерства в жизнедеятельности страны, является объективной необходимостью.
Распоряжением Правительства РФ [8] в 2012 году была утверждена «Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года» (далее – Концепция), содержащая системные положения государственного регулирования стандартизации и роль национальных и международных стандартов в социально-экономическом развитии страны. Ряд положений Концепции, в основном, учтены в проекте закона о «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон), вынесенном РСПП на общественное обсуждение.
1. Если Концепция, т.е. предварительная система взглядов Правительства РФ, как одного из субъектов законодательства, охватывает различные аспекты стандартизации и не вызывает принципиальных замечаний, то Закон, как императивный акт, не отражает главный аспект стандартизации: установление системных требований государственно-частного партнерства (ГЧП) в этой области деятельности[2]external link, opens in a new tab.
В проекте Закона ГЧП ограничено функциями совещательных общественных органов по стандартизации.
Современные коллизии стандартизации, как инструмента социально-экономического развития страны, в первую очередь, обусловлены отсутствием профессиональных стандартов[3]external link, opens in a new tabГЧП в сферах государственного управления и регулирования, установленных в статье 71 Конституции РФ.
Более чем двадцатилетняя диверсификация, реструктуризация и приватизация экономики сопровождалась утратой профессиональных знаний, необходимых для инновационного развития страны. Передав в частную собственность материальные средства производства в ряде сфер государственного регулирования, например, в области мирного использования атомной энергии [10], государство фактически сохранило за собой монопольные функции разработки, принятия и контроля над соблюдением императивных стандартов, т.к. их общественная экспертиза и результаты согласования зависят от процедур, определяемых органами власти, например [11].
В соответствии со статьей 3 Конституции РФ, провозгласившей единственным источником власти народ, наше представление модели национальной системы стандартизации на основе ГЧП дано на рис.1. В данной модели разработка проектов новых и пересмотр действующих стандартов всех уровней государственного управления и регулирования начинается с инициативных стандартов профессиональных организаций и физических лиц, осуществляющих практическую деятельность в определенных отраслях и обладающих профессиональными знаниями в своих сферах. Такое начало исторически существует в демократических государствах с рыночной экономикой и существовал также в критикуемой ныне централизованной системе управления экономикой СССР. Данный порядок необходимо сформулировать в отдельной статье Общих положений Закона о стандартизации, подлежащего разработке.
2. В Законе необходимо также установить системные требования к классификации стандартов, исходя из установленных в нем основополагающих терминов и определений:
«стандартизация – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области, посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач;
стандарт- документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы и характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области»
Из данных определений, соответствующих международному толкованию слов standad[4]external link, opens in a new tabи standardize[12], следует, что законодательная концепция системы стандартизации должна включать в себя общие принципы классификации стандартов по их видам, отраслям применения, процедурам разработки, нахождения консенсуса, уровням принятия органами государственной власти и негосударственными организациями, в частности, отраслевыми саморегулируемыми организациями [3].
Приведенные в Законе требования к техническому комитету по общероссийским классификаторам (статья 16) не содержат требований целеполагания системной классификации.
В таблице 1 приведена предлагаемая нами классификация стандартов по уровням их социальной значимости и порядку принятия действующими принципалами отношений государственно-частного партнерства (ГЧП) на примере области использования атомной энергии.
3. В главе 2 Закона «Государственная политика в области стандартизации» ограничена полномочиями Правительства РФ принимать предложения Минпромторга и Росстандарта «с учетом обсуждения указанных предложений общественными организациями и совещательными органами по стандартизации» и мерами «координации… участия…формирования программ…стимулирования использования национальных стандартов…и т.п.».
Здесь было бы правильнее говорить не о государственной, а о национальной научно-технической политике [13] в области стандартизации, основанной на подсистеме образовательных и профессиональных стандартов и на соответствующей подготовке отраслевых кадров.
4. Важнейшим аспектом стандартизации в соответствии с Гражданским Кодексом РФ (часть 4, глава 77) является правовая защита интеллектуальной собственности единых технологий. Этот аспект полностью упущен в проекте закона о стандартизации.
5. Закон вносит «возмущающее» воздействие на объективно сложившуюся единую систему технической документации создаваемой продукции отнесением «Технических условий» к категории стандарта.
В Единой системе конструкторской документации (ЕСКД) «Техническими условиями» (ТУ) называется конструкторский документ, разрабатываемый создателем продукции в соответствии с межгосударственным стандартом Единой системы конструкторской документации ГОСТ 2.114-95 «Технические условия". В ТУ конструктор изделия устанавливает технические требования к изготовлению и испытаниям конкретного образца или типа (серии однородных образцов) изделия.
В случаях изготовления однотипных унифицированных изделий на нескольких предприятиях, требования к ним могут содержаться в общих (отраслевых) технических условиях (ОТУ), которые должны быть разработаны и приняты в качестве отраслевых стандартов. Например, ГОСТ 24379.0-2012 "Болты фундаментные.Общие технические условия".
Исходя из изложенного, федеральный закон о стандартизации в РФ мог бы иметь важнейшее системообразующее значение в жизнедеятельности страны и в ее инновационном развитии при условии изменения модели разработки и формирования требований национальной системы стандартизации, приведенной в Законе:
«орган законодательной власти (Закон) →орган исполнительной власти (Программа стандартизации) → организация по стандартизации (Стандарт) → производитель → потребитель»,
на предлагаемую нами модель:
«производитель + потребитель (инициативный стандарт организации)→отраслевая саморегулируемая организация (отраслевой стандарт) →орган исполнительной власти (национальный и федеральный стандарты) →орган законодательной власти (Закон)».
Законодательное стимулирование стандартизации в профессиональных производственных организациях может быть обеспечено путем включения работ по стандартизации в себестоимость договоров (контрактов) на разработку и поставку продукции, работ и услуг. В частности, - в соответствии со статьей 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации [14] о НИОКР и постановлением Правительства РФ о НИОКР, расходы налогоплательщика на которые включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5. [15]
Особую актуальность стимулирование отраслевой конкурентоспособной стандартизации приобретает для процессов интеграции экономики РФ в единые региональные экономические союзы и Всемирную торговую организацию.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [16] определены приоритетные высокотехнологичные отрасли и главные цели их инновационного развития. В соответствии с концепцией [16] главной стратегической целью инновационного развития ядерной энергетики России является завоевание передовых позиций в глобальной экономической конкуренции, обеспечивающих национальную безопасность, обороноспособность и устойчивое экологическое развитие мировой экономики. Достижение этой цели возможно только на высочайшем уровне качества национальной системы стандартизации в атомной отрасли.
Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ стандартизация должна стать главным предметом ГЧП, вотношениях которого органы власти будут выступать в роли субъектов, принимающих стандарты профессиональных отраслевых сообществ, и контролирующих их соблюдение всеми участниками деятельности. Такая концепция ГЧП продекларирована, в частности, в статье 9 п.2 закона «О техническом регулировании» [2], в законе «О саморегулируемых организациях» [3], в Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года» [8]. Госуда́рственно-ча́стное партнёрство (ГЧП), под которым понимается взаимодействие органов государственной власти и бизнеса в решении общественно значимых задач по определенным моделям управления собственностью, финансирования и организации деятельности, должно найти свое определение в законе о стандартизации и соответствующие положения в национальных стандартах.Предмет ГЧП целесообразно рассмотреть в качестве самостоятельного законопроекта.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ СУБЪЕКТОВ СТАНДАРТИЗАЦИИ |
Обратные регулирующие воздействия
Социально значимые потребности и ожидания
Обозначение: - передаточные характеристики, нормы, функции.
Рис. 1. Структура национальной системы стандартизации на основе государственно-частного партнерства.
Таблица 1.
Классификация стандартов по уровням их социальной значимости и порядку принятия на примере области использования атомной энергии
Уровни значимости принятия | Виды наименований стандартов | Принимающие органы (Принципалы стандартизации, вводящие стандарт в действие) | Порядок нахождения консенсуса |
Стандарты, содержащие законодательные (императивные) нормы | |||
1 | Международный договор, Федеральный закон, Указ Президента РФ | Федеральное Собрание РФ, Президент РФ | Профильные комитеты, экспертные советы органов законодательной власти |
2 | Постановление, распоряжение Правительства РФ | Правительство РФ | Процедуры подготовки и согласования, Экспертные советы при Правительстве РФ |
3 | Федеральные нормы и правила | Федеральные органы исполнительной власти: Ростехнадзор, ГК «Росатом», ФМБА, МЧС и др. | Организации научно-технической поддержки (НТЦ ЯРБ Ростехнадзора), |
Стандарты, содержащие диспозитивные нормы (устанавливаемые на основе договора с государственным заказчиком или государственным инвестором) | |||
4 | Международный стандарт | МАГАТЭ (рекомендующий орган) | ИСО, МЭК, ASMEи другие |
Национальный стандарт | Росстандарт | Национальный ТК №322 «Атомная техника», другие национальные ТК | |
5 | Стандарт государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» | ГК «Росатом» | - |
Стандарты, содержащие диспозитивные нормы саморегулируемых организаций (СРО) | |||
6 |
Стандарт СРО | Руководство СРО СРО «Атомгео», «Атомпроект», «Атомстрой» | ТК СРО |
Инициативные стандарты организаций на инновационную продукцию | |||
7 | Стандарт организации | Руководство организации | ТК организации |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-I "О стандартизации";
- Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О техническом регулировании";
- Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 315-Ф3 "О саморегулируемых организациях"
- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"
- Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"
- Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс Российской Федерации»
- Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии"
- Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. №1762-р.
- О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура. Методическое пособие. М., 2011.
- Федеральный закон №13 от 05.02.2007 «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
- Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2004 года N 791 «Об утверждении Правил финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования»
- Англо-русский словарь. Издание третье стереотипное, ГИИНС, М., 1955.
- Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"
- Федеральный закон от 5 августа 2000г. №117-ФЗ «Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 2»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012 г. №96 «О внесении изменений в перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5»
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. N 1662р.
[1]external link, opens in a new tabСтандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг [ ].
[2]external link, opens in a new tabВ Концепции [8] говорится: «Совершенствование законодательства в сфере стандартизации Российской Федерации предполагает…стимулирование участия организаций и предприятий промышленности в работах по стандартизации, в том числе на принципах частно-государственного партнерства»
[3]external link, opens in a new tabНе путать с регламентами государственных услуг.
Профессиональный стандарт [9] – 1) многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации, знаниям, умениям и широким компетенциям работников по различным квалификационным уровням; 2. структурированные требования к содержанию и качеству труда в определенной области профессиональной деятельности, определенные в терминах требований к тому, что человек должен знать и уметь делать в определенной области трудовой деятельности
[4]external link, opens in a new tabStandad- 1) стандарт, типовой образец, мерило, норма, the~ of livingжизненный уровень, the~ ofcultureкультурный уровень, the~ ofeducationобразовательный уровень, 2) знамя, флаг; 3) стойка.