О ядерной медицине, применении радиоактивных изотопов в диагностике и лечении в последнее время говорят очень много. Что это? Новомодное направление, требующее больших финансовых затрат, или реальная панацея от болезней века двадцатого, перекочевавших в 21-е столетие? Онкология, кардиология, неврология и нейрохирургия, травматология, гепатология, иммунология, педиатрия, эндокринология, урология – вот неполный список сфер, где могут применяться методы ядерной медицины. Впечатляет, не правда ли?
Точно в цель
Еще в начале двадцатого века Мария Кюри одной из первых предложила использовать радиоактивные изотопы в медицинских целях. Сегодня к развитию ядерной медицины повернулось лицом руководство страны, записав это направление в приоритеты развития российской медицины. Доказано: изотопы помогают не только лечить различные заболевания, но и, прежде всего, проводить наиболее точную диагностику посредством их введения в организм человека. Эта методика превосходит по информативности рентген, ультразвуковую диагностику, МРТ, электрокардиографию и электроэнцефалографию вместе взятые.
В чем суть? Меченое радиоактивным изотопом вещество распределяется по телу человека в зависимости от функционирования его органов и систем. Регистрируя распределение, перемещение, превращение и выведение из организма радиоактивных индикаторов, врач может делать выводы об участии соответствующих элементов в биохимических и физиологических процессах пациента. То есть способность источников ионизирующего излучения накапливаться в структурах организма, в частности, больных очагах дает возможность четко видеть динамику протекающих у человека процессов на клеточном уровне. Современная аппаратура позволяет зарегистрировать ионизирующее излучение крайне малого количества радиоактивного вещества.
Многих настораживает (и даже пугает) сам факт использования радиоактивных веществ в медицине, и напрасно. Например, когда в организм человека вводится препарат на основе короткоживущего изотопа технеция-99м (это один из наиболее активно используемых в мире веществ), он получает дозу, которая в сто раз меньше, чем от рентгенологического исследования! Специалисты с полным правом заявляют: да, неотъемлемой частью радиофармпрепарата является радионуклид, но он не оказывает какого-либо вредного воздействия на организм человека, потому что его слишком мало, он не травматичен, позволяет с высокой точностью определить область патологии и полностью выводится из организма в течение нескольких дней вполне естественным путем.
Сделано в Томске
Немногие знают, что производством радиофармпрепаратов в Томске занимаются уже около 25 лет. Как рассказал заведующий лабораторией, руководитель производства радиофармпрепаратов Физико-технического института ТПУ, профессор, доктор технических наук Виктор Скуридин, производство стало возможным, когда нами был разработан первый отечественный экстракционный генератор технеция-99м на основе природного молибдена-98. Отметим, что препарат технеция в готовом виде может поставляться только на близкие расстояния, так как период его полураспада составляет всего шесть часов, и он не может быть транспортирован за пределы Томска на большие расстояния.
Поэтому начиная с 2003 года в институте на базе единственного за Уралом исследовательского ядерного реактора ТПУ были организованы производство и выпуск сорбционных генераторов технеция, и это был настоящий прорыв. Производство создано с учетом требований европейских стандартов GMP. Не будем загружать читателей технологическими тонкостями процесса, просто представьте: в металлическую емкость небольшого размера примерно литрового объема в стерильных условиях помещается ампула с облученным нейтронами реактора молибденом-98 высокой чистоты (поставляется с электрохимического завода г. Зеленогорска Красноярского края). Эта конструкция доставляется в медицинское учреждение. Пока емкость транспортируется к месту назначения, внутри нее радиоактивный молибден превращается в технеций. В медучреждении врач-радиолог посредством игл, подсоединенных к ампуле, пропускает через нее физиологический раствор и получает готовый стерильный препарат для проведения исследования.
Продукция, которая производится на исследовательском реакторе ИРТ-Т, сегодня поставляется в 25 медучреждений Сибири, Урала и Дальнего Востока, охватывает территорию от Южно-Сахалинска до Челябинска. Пока шел наш разговор, телефон лаборатории разрывался от звонков: Челябинск, Нижневартовск, Кемерово, Тюмень, Улан-Удэ. Всем нужны генераторы технеция томского производства, ведь, кроме Обнинска и Томска, их не производят больше нигде. Генераторы технеция нужны как воздух онкологическим и кардиологическим центрам, областным клиническим больницам, где есть радиологические лаборатории.
- Все созданные нами технологии являются безотходными, и это очень важно, - говорит Виктор Скуридин. - Например, во всем мире подобные генераторы технеция производят из молибдена-99, выделяемого из продуктов деления урана-235. При этом образуется огромное количество радиоактивных отходов, требующих последующей переработки и утилизации.
По мнению Виктора Сергеевича, в связи с этим в мире намечается серьезный кризис, поскольку ожидается остановка производства в ЮАР, а в Канаде прекращено строительство двух новых специализированных реакторов. Технология, созданная томичами, позволяет изготавливать высокоактивные генераторы технеция из облученного нейтронами обогащенного молибдена-98 без какого-либо вреда для окружающей среды, поскольку при таком способе посторонние радионуклиды просто не образуются. За разработку этой технологии лабораторией Виктора Скуридина получены дипломы I степени и Золотые медали на IX Московском международном салоне инноваций и инвестиций (Москва, ВВЦ, 2009 г.) и Петербургской технической ярмарке (2010 г.).
По приблизительным подсчетам, с препаратами, произведенными в Томске, на территории от Урала до Дальнего Востока обследовано более 300 тысяч человек. Небольшой по мощности исследовательский реактор и 11 сотрудников, занятых в лаборатории производства радиофармпрепаратов, дарят надежду многим и многим людям.
Помимо реактора, в производстве радиофармпрепаратов задействованы мощности еще одной «волшебной» установки – циклотрона Р-7М, единственного в Сибири ускорителя заряженных частиц. Для клиник Томска здесь уже более 23 лет производятся радиофармпрепараты на основе короткоживущих изотопов таллия-199 (разработаны в Томске впервые в мире) и йода-123, которые используются для диагностики в кардиологии и онкологии. Совместно с Радиевым институтом им. Хлопина (С.-Петербург) впервые в России разработан уникальный препарат «Йодофен», применяемый для оценки жизнеспособности миокарда. По результатам исследований совместно с медиками поданы заявки на изобретения и получено более 15 патентов.
Профессор Скуридин утверждает, что Томск по количеству радиологических тестов на душу населения превосходит все крупные города России, но все равно этого не то что недостаточно, а просто катастрофически мало. Не радует и статистика: обеспеченность радионуклидными диагностическими исследованиями на тысячу человек: в США – 40, в Японии – 25, в Австрии – 19, в России – всего 7. Только США сегодня потребляют в год до 90 тысяч генераторов технеция, что позволяет производить 30 млн. обследований ежегодно. Объем потребления в России – 4 тысячи генераторов. Потребность в радионуклидной терапии в РФ – более 50 тысяч человек, а пролечивается всего лишь две тысячи. Не проведенные вовремя обследования и лечение - чьи-то не спасенные жизни...
В Томске готовы производить, помимо радионуклидов для диагностики, и терапевтические изотопы – в частности, йод-131, самарий-157, рений-186, а также соответствующие радиофармпрепараты. Есть и надежные партнеры: врачи-радиологи и научные сотрудники НИИ кардиологии и НИИ онкологии СО РАМН, а также СибГМУ, с которыми была проведена разработка всех технологий получения препаратов, их доклинические и клинические испытания. Но – не производят, нет возможности: у лаборатории отсутствуют средства для приобретения необходимого защитного оборудования, да и томские клиники, как и клиники всей России, не готовы работать с такими препаратами: нет помещений и терапевтических коек, нет специального оборудования и лицензированных методик использования таких препаратов.
Ядерной медицине в Сибири – быть
До начала 80-х годов Россия в составе СССР занимала лидирующие позиции в мире в области использования мирных атомных технологий в медицине. На сегодняшний день преимущество потеряно и имеется принципиальное отставание от развитых стран Европы, США, Канады и Японии в медицинском обеспечении населения методами ядерной медицины. По данным Минздравсоцразвития, за последние десять лет смертность от онкологических заболеваний выросла до 13,8%. 320 тысяч человек в нашей стране нуждаются в лучевой терапии, из них почти половине она не проводится по причине плохого или недостаточного технического оснащения.
Министерством здравоохранения и соцразвития, Федеральным медико-биологическим агентством совместно с Росатомом разработана программа «Развитие ядерной медицины в РФ». Как заявил директор программы «Радиационные технологии» госкорпорации «Росатом» Михаил Батков на 7-й международной конференции по изотопам, программа развития ядерной медицины в России может быть утверждена уже в декабре текущего года. По предварительным данным, в списке городов, где будут строиться центры ядерной медицины, фигурирует и Томск.
Совещание, состоявшееся в начале октября в Томске по перспективам развития технологической базы исследовательского реактора, также вселяет определенный оптимизм. С участием первых лиц Росатома детально обсуждался вопрос о разработке для ТПУ нового циклотрона с более высокой энергией заряженных частиц, что позволит существенно увеличить объем выпуска циклотронных радиофармпрепаратов и расширить их номенклатуру. Этого решения ждут многие жители Сибири и Дальнего Востока. Пусть ядерная медицина со временем станет таким же повседневным явлением, как рентген или микроволновая печь, и пусть подарит надежду на выздоровление еще многим и многим людям.