10 февраля 2014

Реализация стратегии обращения с РАО в России

Рис.1. Ключевые этапы обращения с РАО

Согласно Федеральному закону №190 "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подписанному президентом РФ 11 июля 2011 года, основой создаваемой в настоящее время единой государственной системы обращения с РАО (ЕГС РАО) являются следующие принципы и требования:

  • принцип чёткого разграничения собственности за РАО (наследие и вновь образуемые эксплуатационные отходы предприятий и организаций);
  • требование обязательного захоронения РАО;
  • принцип взаимозависимости стадии образования и стадий обращения с РАО (см. Рис.1);
  • принцип ответственности организаций-производителей РАО за безопасное обращение с ними на всех стадиях технологического цикла, вплоть до передачи уполномоченной организации (национальному оператору) для окончательного захоронения;
  •  принцип "загрязнитель платит за всё".

Стратегические задачи создаваемой ЕГС РАО формулируются следующим образом:

  • максимально возможная минимизация количества вновь образующихся РАО в условиях достоверного оперативного государственного учёта и контроля образования РАО в организациях-производителях РАО (см. Рис.2);
Рис.2. Создаваемая в России система государственного учёта и контроля РВ и РАО
  • минимизация количества мест захоронения РАО за счёт создания объектов их централизованного захоронения;
  • оптимизация соотношения рисков и затрат при выборе мест окончательного захоронения РАО;
  • обеспечение технологической преемственности при обращении с РАО на всех стадиях технологического цикла, включая окончательное захоронение;
  • обеспечение требуемого уровня безопасности на всех стадиях обращения с РАО, включая окончательное захоронение;
  • обеспечение достаточности финансовых ресурсов для обращения с РАО на всех стадиях, включая окончательное захоронение (см. Рис.3);
Рис.3. Схематичное отображение целевой модели финансирования обращения с РАО в России
  • обеспечение надлежащей готовности специалистов организаций к реализации положений ФЗ №190 на уровне организаций;
  • публичное раскрытие информации об обеспечении безопасности и предотвращении аварий при обращении с РАО (в том случае, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную тайну);
  • обеспечение информированного участия заинтересованных сторон в процессе принятия решений в области обращения с вновь образующимися и уже накопленными РАО.

К основным проблемам вновь создаваемой ЕГС РАО в первую очередь следует отнести:

  1. Существенное увеличение затрат на обращение с РАО, связанное с переходом к концепции обязательного захоронения отходов. Это увеличение зачастую превышает рентабельность той деятельности, в результате которой образуются РАО.
  2. Необходима синхронизация планов по созданию ЕГС РАО с существующими долгосрочными программами технологического развития ядерных технологий, так как система обращения с РАО является неотъемлемым инфраструктурным элементом при их эксплуатации. Кроме того, при выборе площадок для строительства объектов захоронения РАО непременно надо учитывать программы развития тех или иных территорий (субъектов РФ).
  3. Отсутствие переходного периода при условии, что на момент вступления ФЗ №190 в силу ещё не были окончательно сформированы соответствующая нормативная база, организационная структура управления и непосредственно инженерная инфраструктура обращения с РАО.

Задачи и объёмы

Задачи управления, обусловленные вступлением в силу ФЗ №190, можно разделить на три большие группы.

1. Сохранение необходимого уровня безопасности при функционировании отдельных организаций и отрасли в целом в условиях введения требования обязательного захоронения РАО и соответствующих дополнительных затрат:

  • выделение специфической деятельности по обращению с РАО из основных видов деятельности;
  • достройка существующей деятельности до заключительных стадий обращения с РАО, включая их захоронение.

2. Обеспечение экономической эффективности ЕГС РАО в целом:

  • оформление деятельности по обращению с РАО как экономически целесообразной, в которой ключевой элемент цепочки создания стоимости регулируется государством, так как для него деятельность по захоронению РАО является естественной монополией;
  • обеспечение конкурентоспособности бизнеса в области обращения с РАО и других бизнесов, использующих ядерные и радиационные технологии;
  • обеспечение результативности расходования средств бюджета в условиях конечной ответственности государства за безопасное обращение с РАО.

3. Обеспечение общественной приемлемости ядерных и радиационных технологий с точки зрения обращения с РАО:

  • своевременное обеспечение всех заинтересованных сторон, принимающих решения, информацией об обращении с РАО, достаточной для принятия ими обоснованных решений;
  • проведение на постоянной основе публичных диалогов с заинтересованными сторонами (общественностью) по вопросам обращения с РАО.

Следует отметить, что объём накопленных РАО на 15 июля 2011 года (граница между наследием и вновь образующимися РАО) составил:

  • 71,6 миллионов куб м ТРО;
  • 437,8 миллионов куб м ЖРО.

При этом уровень заполнения большого количества поверхностных хранилищ превышал 80% (во ВНИИТФ и ФЭИ такая ситуация сложилась для ЖРО, а на "Маяке", СХК и НИИАР - для ТРО).

Ежегодное образование РАО на всех предприятиях Госкорпорации "Росатом" составляет:

  • 1,3 миллионов куб м ТРО;
  • 2,1 миллионов куб м ЖРО.

Таким образом, легко подсчитать, что ежегодно образующееся количество РАО составляет лишь около 2% для ТРО и 0,5% для ЖРО от уже накопленного объёма, т.е. окончательное решение проблем ядерного наследия потребует весьма существенных финансовых и организационных усилий.

Что касается обращения с эксплуатационными (вновь образующимися) РАО, то в этом сегменте в среднесрочной перспективе (к 2025 году) планируется достичь уровня переработки и кондиционирования 100% против нынешних примерно 30%.

Национальный оператор

Распоряжением правительства Российской Федерации №384-р от 20 марта 2012 ФГУП "НО РАО", образованное приказом ГК "Росатом" в декабре 2011 года, было определено национальным оператором по обращению с радиоактивными отходами.
Основные направления деятельности ФГУП "НО РАО" следующие:

  • обеспечение безопасного обращения с принятыми на захоронение РАО;
  • обеспечение эксплуатации пунктов захоронения РАО;
  • выполнение функций заказчика проектирования и сооружения пунктов захоронения РАО;
  • подготовка прогнозов развития инфраструктуры по обращению с РАО, объёмов захоронения;
  • ведение государственного реестра РАО и государственного кадастра пунктов хранения РАО.
Рис.4. Функции ФГУП "Национальный оператор по обращению с РАО"

В настоящее время в рамках создания необходимого количества пунктов захоронения РАО (ПЗРО):

  • ведётся передача в хозяйственное ведение ФГУП "НО РАО" существующих объектов длительного хранения РАО;
  • ведутся проектно-изыскательские работы по первоочередным объектам окончательной изоляции в Красноярском крае (подземная исследовательская лаборатория, Нижне-Канский массив);
  • сооружается первая очередь приповерхностного ПЗРО недалеко от площадки ОАО "УЭХК";
  • определены 30 перспективных площадок для размещения ПЗРО в 17 субъектах Российской Федерации (см. Рис.5).

Следует отметить, что это именно кадастр перспективных площадок, подходящих по геологии и сейсмике для создания ПЗРО, но в будущем, конечно же, далеко не все из них будут востребованы.

Рис.5. Карта размещения действующих и перспективных ПЗРО