Согласно Федеральному закону №190 "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подписанному президентом РФ 11 июля 2011 года, основой создаваемой в настоящее время единой государственной системы обращения с РАО (ЕГС РАО) являются следующие принципы и требования:
- принцип чёткого разграничения собственности за РАО (наследие и вновь образуемые эксплуатационные отходы предприятий и организаций);
- требование обязательного захоронения РАО;
- принцип взаимозависимости стадии образования и стадий обращения с РАО (см. Рис.1);
- принцип ответственности организаций-производителей РАО за безопасное обращение с ними на всех стадиях технологического цикла, вплоть до передачи уполномоченной организации (национальному оператору) для окончательного захоронения;
- принцип "загрязнитель платит за всё".
Стратегические задачи создаваемой ЕГС РАО формулируются следующим образом:
- максимально возможная минимизация количества вновь образующихся РАО в условиях достоверного оперативного государственного учёта и контроля образования РАО в организациях-производителях РАО (см. Рис.2);
- минимизация количества мест захоронения РАО за счёт создания объектов их централизованного захоронения;
- оптимизация соотношения рисков и затрат при выборе мест окончательного захоронения РАО;
- обеспечение технологической преемственности при обращении с РАО на всех стадиях технологического цикла, включая окончательное захоронение;
- обеспечение требуемого уровня безопасности на всех стадиях обращения с РАО, включая окончательное захоронение;
- обеспечение достаточности финансовых ресурсов для обращения с РАО на всех стадиях, включая окончательное захоронение (см. Рис.3);
- обеспечение надлежащей готовности специалистов организаций к реализации положений ФЗ №190 на уровне организаций;
- публичное раскрытие информации об обеспечении безопасности и предотвращении аварий при обращении с РАО (в том случае, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную тайну);
- обеспечение информированного участия заинтересованных сторон в процессе принятия решений в области обращения с вновь образующимися и уже накопленными РАО.
К основным проблемам вновь создаваемой ЕГС РАО в первую очередь следует отнести:
- Существенное увеличение затрат на обращение с РАО, связанное с переходом к концепции обязательного захоронения отходов. Это увеличение зачастую превышает рентабельность той деятельности, в результате которой образуются РАО.
- Необходима синхронизация планов по созданию ЕГС РАО с существующими долгосрочными программами технологического развития ядерных технологий, так как система обращения с РАО является неотъемлемым инфраструктурным элементом при их эксплуатации. Кроме того, при выборе площадок для строительства объектов захоронения РАО непременно надо учитывать программы развития тех или иных территорий (субъектов РФ).
- Отсутствие переходного периода при условии, что на момент вступления ФЗ №190 в силу ещё не были окончательно сформированы соответствующая нормативная база, организационная структура управления и непосредственно инженерная инфраструктура обращения с РАО.
Задачи и объёмы
Задачи управления, обусловленные вступлением в силу ФЗ №190, можно разделить на три большие группы.
1. Сохранение необходимого уровня безопасности при функционировании отдельных организаций и отрасли в целом в условиях введения требования обязательного захоронения РАО и соответствующих дополнительных затрат:
- выделение специфической деятельности по обращению с РАО из основных видов деятельности;
- достройка существующей деятельности до заключительных стадий обращения с РАО, включая их захоронение.
2. Обеспечение экономической эффективности ЕГС РАО в целом:
- оформление деятельности по обращению с РАО как экономически целесообразной, в которой ключевой элемент цепочки создания стоимости регулируется государством, так как для него деятельность по захоронению РАО является естественной монополией;
- обеспечение конкурентоспособности бизнеса в области обращения с РАО и других бизнесов, использующих ядерные и радиационные технологии;
- обеспечение результативности расходования средств бюджета в условиях конечной ответственности государства за безопасное обращение с РАО.
3. Обеспечение общественной приемлемости ядерных и радиационных технологий с точки зрения обращения с РАО:
- своевременное обеспечение всех заинтересованных сторон, принимающих решения, информацией об обращении с РАО, достаточной для принятия ими обоснованных решений;
- проведение на постоянной основе публичных диалогов с заинтересованными сторонами (общественностью) по вопросам обращения с РАО.
Следует отметить, что объём накопленных РАО на 15 июля 2011 года (граница между наследием и вновь образующимися РАО) составил:
- 71,6 миллионов куб м ТРО;
- 437,8 миллионов куб м ЖРО.
При этом уровень заполнения большого количества поверхностных хранилищ превышал 80% (во ВНИИТФ и ФЭИ такая ситуация сложилась для ЖРО, а на "Маяке", СХК и НИИАР - для ТРО).
Ежегодное образование РАО на всех предприятиях Госкорпорации "Росатом" составляет:
- 1,3 миллионов куб м ТРО;
- 2,1 миллионов куб м ЖРО.
Таким образом, легко подсчитать, что ежегодно образующееся количество РАО составляет лишь около 2% для ТРО и 0,5% для ЖРО от уже накопленного объёма, т.е. окончательное решение проблем ядерного наследия потребует весьма существенных финансовых и организационных усилий.
Что касается обращения с эксплуатационными (вновь образующимися) РАО, то в этом сегменте в среднесрочной перспективе (к 2025 году) планируется достичь уровня переработки и кондиционирования 100% против нынешних примерно 30%.
Национальный оператор
Распоряжением правительства Российской Федерации №384-р от 20 марта 2012 ФГУП "НО РАО", образованное приказом ГК "Росатом" в декабре 2011 года, было определено национальным оператором по обращению с радиоактивными отходами.
Основные направления деятельности ФГУП "НО РАО" следующие:
- обеспечение безопасного обращения с принятыми на захоронение РАО;
- обеспечение эксплуатации пунктов захоронения РАО;
- выполнение функций заказчика проектирования и сооружения пунктов захоронения РАО;
- подготовка прогнозов развития инфраструктуры по обращению с РАО, объёмов захоронения;
- ведение государственного реестра РАО и государственного кадастра пунктов хранения РАО.
В настоящее время в рамках создания необходимого количества пунктов захоронения РАО (ПЗРО):
- ведётся передача в хозяйственное ведение ФГУП "НО РАО" существующих объектов длительного хранения РАО;
- ведутся проектно-изыскательские работы по первоочередным объектам окончательной изоляции в Красноярском крае (подземная исследовательская лаборатория, Нижне-Канский массив);
- сооружается первая очередь приповерхностного ПЗРО недалеко от площадки ОАО "УЭХК";
- определены 30 перспективных площадок для размещения ПЗРО в 17 субъектах Российской Федерации (см. Рис.5).
Следует отметить, что это именно кадастр перспективных площадок, подходящих по геологии и сейсмике для создания ПЗРО, но в будущем, конечно же, далеко не все из них будут востребованы.