Государственная дума РФ 20 января приняла в первом чтении законопроект «Об обращении с радиоактивными отходами (РАО)», внесенный правительством России. Задача рассматриваемого закона – внести в российское законодательство положения ратифицированной РФ в 2005 году "Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами". Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета и бюджетных фондов, кроме средств, предусмотренных на обращение с радиоактивными отходами федеральной целевой программой "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" и другими целевыми и иными программами, предусматривающими мероприятия по обращению с РАО, большая часть которых была накоплена с советских времен в рамках военного ядерного проекта.
Специально для портала Atomic-Energy.ru дал комментарии Советник посольства Франции в Российской Федерации по вопросам атомной энергии Патрис Бернар:
Безопасная и последовательная реабилитация загрязненных объектов и менеджмент низко- и средне-живущих РАО важны и необходимы для устойчивого развития атомной энергетики. Они соответствуют принятому Российской Федерацией средне- и долгосрочному плану обращения с РАО, который учитывает строительство новых АЭС 3-го поколения (ВВЭР), а также развитие 4-го поколения реакторов – на быстрых нейтронах – и замкнутого ядерного топливного цикла.
Ликвидация «ядерного наследия», управление существующими и строительство новых АЭС, вкупе с отраслевыми инновациями и развитием новых ядерных технологий, содействуют повышению уровня и укреплению человеческого потенциала, профессионализма и компетентности атомной отрасли Российской Федерации.
Самое важное в этом направлении – четкая и исчерпывающая законодательная база, регулирующая обращение со всеми видами РАО и радиоактивных веществ, где особое внимание уделяется центральным вопросам, таким как:
– четкое разделение конечных РАО и материалов, пригодных для рециклинга;
– ясная категоризация различных видов РАО (коротко- и долго-живущие; высоко-, средне- и низко-активные; делящиеся и неделящиеся);
– определение принципов безопасного и последовательного обращения со всеми категориями отходов (кондиционирование в твердую форму, изоляция и захоронение) и создание национального оператора, отвечающего за долгосрочное управление РАО;
– прозрачное разделение ответственности (обращение, передача в собственность, финансирование) между производителями и владельцами РАО и ядерных материалов и национальным оператором (включая вопросы реабилитации территорий и кондиционирования отходов, коротко- и среднесрочного хранения, долгосрочного управления, определение пунктов захоронения РАО, отношений с общественностью (информирования и консультирования, процесса принятия решений, проектирования и управления пунктами изоляции РАО), которое будет соответствовать установленному законодательству, и находиться под ревизионным контролем национальной службы ядерной безопасности;
– создание и выпуск для широкой общественности, при поддержке российской исполнительной власти и Государственной Думы, ежегодных официальных национальных отчетов о:
– общей национальной ситуации и инвентаризации всех радиоактивных отходов,
– национальной дорожной карте по реабилитации объектов и обращении с РАО и ядерными материалами.