Валерий Шаманский, заместитель главного инженера Белоярской АЭС по безопасности и надёжности:
Основная задача при эксплуатации такого объекта, как АЭС, – это обеспечение абсолютной и полной безопасности.
Хочется отметить те инновации, которые применяются на реакторе БН-800. Во-первых, это применение пассивных систем безопасности. Для действия этих систем не нужны источники энергии, инициирующие сигналы - они срабатывают при достижении определённых условий.
Смоделируем ситуацию: по каким-то причинам прекращается поток теплоносителя – стержень аварийной защиты, который находится в своём рабочем положении в потоке натрия, падает вниз, поскольку он гидравлически "подвешен" в потоке натрия. Тем самым прекращается реакция.
Все системы безопасности, несмотря на то, что это может быть дорого, экономически невыгодно, построены по принципу трёхканальности. Вполне достаточно одной системы, а у нас их – три. И так по каждой системе. Все эти системы построены и на принципах резервирования, и на принципах разнообразия.
Кроме того, в реакторе БН-800 применяется в проектном исполнении система аварийного расхолаживания. Это система создана для того, чтобы при каких-то аварийных ситуациях можно было отводить остаточное тепловыделение от реактора.
Эта система тоже имеет принципы пассивного действия. При отсутствии источников электроснабжения она может действовать на принципе естественной циркуляции теплоносителя.
Ещё одно инновационное решение – это ловушка расплава топлива. До этого ни в одном быстром реакторе её не было. На БН-800 это предусмотрено.
В случае гипотетических запроектных ситуаций, связанных с ядерным топливом, его состоянием, имеется такое устройство, которое не даст аварийному топливу выйти за пределы реакторной установки.