Владимир Корнилов, директор Украинского филиала Института стран СНГ:
В общем-то, выбор был ожидаемый, ни у кого удивления он не вызвал. По большому счету, выбор был из двух компаний, причем история эта давняя. Вокруг этого выбора ломалось много копий на политическом уровне. При этом все дискуссии носили сугубо политический, я бы даже сказал - геополитический характер. То есть обсуждали и дискутировали по этому вопросу исключительно политологи, политики, лидеры партий, но не специалисты по ядерной энергетике. Насколько я понимаю, насколько я слышал мнение и российских и украинских специалистов по атомной энергетике, на самом деле выбора не было. Весь выбор сводился исключительно к лозунгам того, с кем Украине двигаться и куда двигаться - на запад или на восток.
Собственно говоря, отбросив все геополитические расклады, специалисты по ядерной энергетике Украины тоже признавались, что выбора нет, ТВЭЛ все равно является единственно возможным партнером для украинских энергетиков. Те бредовые планы, которые предлагал Виктор Ющенко, чтобы диверсифицировать сотрудничество в этой отрасли, обернулись бы в случае реализации их в Украине просто колоссальными убытками и привели бы к пшику.
Так что результат вполне прогнозируемый, закономерный. Другое дело, мы знаем, что уже не раз происходили случаи, что российские компании побеждали в каких-то тендерах и затем не могли приступить к выполнению своих контрактов в связи с проволочками со стороны Украины. Так что дай Бог, чтобы в этом случае таких проволочек не было.
На самом деле отношения между двумя странами не прерывались. Вопрос заключался в том, вклинивать ли в эти отношения американскую компанию или продолжать сотрудничество только с российской стороной. Никто не замораживал этих отношений, не прерывал их, не сокращал нашего сотрудничества, и в этом смысле, если бы Виктор Ющенко захотел бы это сделать, у него бы это не получилось. Мы бы тогда получили полный коллапс украинской экономики. Просто отброшены в сторону некие бредовые проекты, которые носили исключительно политический характер. Но это, в общем-то, уже положительные результаты для России и для Украины. Это значит, что наше сотрудничество не только не будет сокращаться, но будет развиваться еще большими и ускоренными темпами, поскольку я понимаю, что речь идет о целом ряде перспективных для обеих стран проектов: строительство новых блоков на Хмельницкой АЭС, совместное участие Украины и России в создании центра по обогащению урана, сотрудничество с Турбоатомом.
Появляются и новые темы для сотрудничества. Так что я считаю, что данное соглашение - только положительный шаг и для Украины, и для России.