Отсутствие в России сети центров позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ-центров) и низкий уровень подготовки отечественных специалистов в этой сфере являются основными проблемами развития ядерной медицины в стране, считает глава отдела радионуклидной диагностики Российского кардиологического научно-производственного комплекса министерства здравоохранения и социального развития РФ (РК НПК), профессор Владимир Сергиенко.
Ядерная медицина состоит из радионуклидной диагностики, где используются короткоживущие и ультракороткоживущие изотопы для получения радиофармпрепаратов, и лучевой терапии, где применяют радиоактивные изотопы с лечебной целью. Использование этих технологий позволяет при некоторых видах опухолей отказаться от хирургического лечения.
"В стране функционируют лишь пять ПЭТ - центров. А во всем мире сегодня уже считается, что один такой центр должен быть на 500 тысяч человек. Ведь эти исследования позволяют проводить своевременную терапию и тем самым дают возможность значительно продлить жизнь человеку, поскольку позволяют на самой ранней стадии заболеваний, еще на клеточном уровне выявить начинающиеся патологические изменения органов. К тому же, если вы раньше выявили заболевание, то это значительно сокращает сроки лечения, а значит и затраты", - заявил он РИА Новости.
Позитронная эмиссионная томография позволяет выявлять злокачественные опухоли зачастую на ранних стадиях их развития. В кардиологии пэт-исследование является самым эффективным методом оценки жизнеспособности миокарда. По словам Сергиенко, пэт-исследование дорогое, "и в нем обязательно должно участвовать государство".
"В стране надо выстроить грамотную страховую медицину. Как только методы позитронно-эмиссионной томографии внесли в страховую медицину США, через два года у них была построена одна тысяча ПЭТ-центров", - добавил профессор.
В настоящее время в регионах России создаются ПЭТ-центры, но в стране не хватает высококвалифицированных специалистов в этой сфере. Сергиенко видит решение проблемы в переподготовке уже опытных докторов из региональных поликлиник и больниц для их обучения методам радионуклидной диагностики. "А в российских медицинских институтах нужно внедрять продуманную программу по изучению возможностей ядерной медицины", - добавил он.
РК НПК в рамках частно-государственного партнерства создает на своей базе ПЭТ-центр с использованием самого современного оборудования. "Мы изучали современные тенденции развития высокотехнологичного оборудования за рубежом. К большому сожалению, у нас в стране этот процесс находится в зачаточном состоянии. Планируем, что в нашем кардиоцентре в 2011 году появится такой суперсовременный центр позитронно-эмиссионной томографии. Все необходимые разрешения, и самое главное - кадры, у нас есть. Затраты на проект "под ключ", приобретение и размещение ПЭТ-центра - полностью финансирует у нас один частный банк, за что мы все ему благодарны", - сказал Сергиенко.
В России сегодня функционируют более 200 подразделений обычной радионуклидной диагностики, где проводятся in vivo исследования (введение препаратов непосредственно пациенту), более 200 лабораторий для радиоиммунологического анализа проб крови (ин-витро).
В мировой практике в настоящее время применяется свыше 130 различных радиодиагностических методов, выполняемых на самой современной аппаратуре и с применением разнообразных радиодиагностических препаратов. В нашей стране проводится не более 30 методик в ведущих научно-исследовательских подразделениях страны. В остальных лабораториях даже крупных клиник выполняются не более десяти методов.
В США число радиодиагностических исследований в области кардиологии составляет 46%, в онкологии - 34% и в неврологии -10%. У нас в стране эти исследования выполняются в кардиологии около 2% от общего числа радиодиагностических методик, в онкологии около 25% и в неврологии не более 1%.
По словам Сергиенко, ядерно-медицинские процедуры (диагностические и терапевтические) широко применяются во всех странах мира. В США эти исследования проводятся в среднем 40 пациентам на 1 тысячу населения в год, в Японии - 25, в Австрии - 19, даже в Болгарии - десять, тогда как в России этот показатель в настоящее время составляет только шесть человек на 1 тысячу населения. Он отметил, что специализированных отделений радионуклидной терапии в стране всего несколько, что создало большую очередь.