19–21 апреля в Санкт-Петербурге проходит Второй региональный форум поставщиков атомной отрасли «Атомекс-Северо-Запад». Цель форума — повышение эффективного использования ресурсов при сооружении и эксплуатации объектов атомной энергетики Северо-западного региона России, в частности, строящихся Ленинградской АЭС-2, Балтийская АЭС, Калининской АЭС-4, а также сооружений, предназначенных для вывода из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов. Форум, который в Санкт-Петербурге проходит второй раз, уже стал эффективным инструментом обратной связи с действующими и потенциальными поставщиками атомной отрасли.
Александр Игнатюк, начальник аналитического отдела ЗАО «ИК „Энергокапитал“:
Открытость, прозрачность, информативность — три этих качества становятся традицией в российской ядерной индустрии, такой же традицией становится и Северо-Западный форум Атомекс. Росатом сумел сформировать уникальную площадку, где более 200 профильных компаний ежегодно собираются, обмениваются мнениями, инновациями, технологическими решениями.
Атомекс, по сути, — маленькая репетиция всей системы закупок корпорации, именно здесь потенциальные поставщики имеют возможность изучить потребности Росатома, сопоставить свои возможности с конкурентами, получить необходимую информацию и опыт для составления конкурсных заявок на поставки оборудования. С нашей точки зрения, именно такие встречи и формируют конкурентное равенство поставщиков.
Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела ЗАО Инвестиционная компания ЛМС (Ленмонтажстрой):
Плюсом новых закупочных процедур является возможность достижения компромисса между желанием Росатома снизить цену строительства атомных объектов и желанием поставщиков получить большую прибыль. Общаясь в неформальной обстановке, стороны могут обсудить наиболее сложные для отрасли вопросы и понять имеющиеся проблемы, которые влияют на желание поставщиков участвовать в проводимых закупках.
Для поставщиков форум важен тем, что у них формируется чёткое представление о том, куда движется атомная отрасль, какие могут быть заказы в ближайшие годы. В соответствии с этими данными, поставщики могут формировать собственную инвестиционную программу, чтобы иметь возможность произвести достаточное количество продукции к определённому сроку.
Меры Росатома по повышению прозрачности, как создание Единого стандарта закупок, и запуск Центра закупок Росатома, и публикация годовой программы закупок на 2011 год я оцениваю крайне позитивно, учитывая рост конкуренции на мировом рынке в атомной отрасли за оставшихся заказчиков новых проектов АЭС после трагедии в Японии. В такой ситуации повышение прозрачности закупок позволяет добиваться снижения цены конечного проекта, выполняемого российской стороной. Кроме того, публикация программы закупок позволяет более рационально распределять имеющиеся ресурсы поставщиков, сохраняя конкуренцию в отрасли и качество выполняемых работ на высоком мировом уровне.
При этом автоматически исчезнут возможности появления ситуаций, когда за каждый заказ будет вестись предельно жёсткая конкуренция, в результате которой поставщики будут снижать цены до уровня себестоимости, или когда на заказ будет претендовать лишь один поставщик, устанавливая собственные требования по стоимости выполнения заказа. Введение запроса ценовых котировок поставщиков позволяет осуществлять предварительную квалификацию поставщиков и определять диапазон цен на услуги и продукцию. А публичное раскрытие информации о проведённых торгах позволяет создать ценовой ориентир проигравшим поставщикам к следующим торгам.