30 августа в 16.55 часов танкер "Владимир Тихонов", принадлежащий Совкомфлоту, завершил переход по трассе Северного морского пути. Трассу Северного морского пути он преодолевал под проводкой атомных ледоколов Росатомфлота (дочернее предприятие госкорпорации "Росатом") - "50 лет Победы" и "Ямал".
Судно типоразмера "суэцмакс" стало самым большим танкером в истории судоходства по этой трассе: дедвейт "Владимира Тихонова" - более 162 тысяч тонн, на нём находилось более 120 тысяч тонн газоконденсата ОАО "НОВАТЭК".
Кроме того, танкер установил и рекорд скорости - движение по ТСМП гигант начал 23 августа в 8:00. Таким образом, преодоление Севморпути заняло всего 7,4 суток. Средняя скорость движения танкера составила 14 узлов.
Подобного результата удалось добиться благодаря слаженным и профессиональным действиям экипажей всех судов, участвующих в операции. Ожидается, что в ближайшее время из порта Мурманск в направление Азиатско-Тихоокеанского региона отправится крупнотоннажный сухогруз-балкер "Sanko Odyssey" дедвейтом 74800 тонн.
Это самое большое судно для сухих грузов, которое когда-либо двигалось по трассам Севморпути. На его борту - более 70 тысяч железорудного концентрата ОАО "Еврохим", произведенного на Ковдорском ГОКе. Проводкой балкера также займутся атомоходы Росатомфлота.
Кроме того, на днях в Санкт-Петербург из Приморья впервые за последние 20 лет прибыло судно, прошедшее Северным морским путем. Рефрижератор усиленного ледового класса "Коммунары Николаева" привез пять тысяч тонн лосося. До этого рыбу с Камчатки и Владивостока везли через Панамский и Суэцкий каналы.
Константин Зайцев, заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по энергетике:
"Ряд уникальных проводок по Северному морскому пути знаменует, на мой взгляд, новый этап в развитии транспортной роли России в мире. Ведь в случае с танкером "Владимир Тихонов" это не просто небольшой груз, это более 120 тысяч тонн газоконденсата. Причем проводка осуществлена в рекордные сроки - почти за неделю.
Да и перевозка рыбы из Приморья в Санкт-Петербург в силу перекоса в нашей экономике, когда отечественная рыба до наших потребителей не может добраться из-за проблем транспортировкой, становится настоящим событием.
То есть фактически Росатомфлот заново открывает это направление и теперь может предложить услуги по транспортировке грузов не только российским, но и зарубежным компаниям. Ещё два года назад невозможно было даже представить, что по Севморпути пойдут зарубежные и даже наши крупнотоннажные суда, человека, предположившего такое, назвали бы в лучшем случае мечтателем.
А сегодня интерес к Севморпути уже проявляют в Китае, в Японии, в Норвегии. Ведь речь идет о новом пути из Европы в Азию. В первую очередь в пользу Северного морского пути говорят более короткие расстояния и относительно (по оценкам специалистов, в ряде случаев это обходится дешевле перевозок по железной дороге). Во-вторых, немаловажен фактор безопасности - не секрет, что для многих перевозчиков грузов серьёзной проблемой стало морское пиратство у берегов Африки.
Стоит отметить, что развитие СМП стало возможно благодаря техническим возможностям Росатомфлота и улучшению его финансового состояния после перехода в состав госкорпорации "Росатом". В Росатоме понимают стратегическое значение этого уникального предприятия, поэтому после проведения необходимых преобразований в Атомфлоте и успешной интеграции в структуру госкорпорации перед предприятием ставят амбициозные задачи, которые ему вполне по силам выполнить.
В результате мы получаем не просто успешно функционирующую компанию, но и усиление роли России на таком геополитически важном направлении как Арктика".