30 августа в 16.55 часов танкер "Владимир Тихонов", принадлежащий Совкомфлоту, завершил переход по трассе Северного морского пути. Трассу Северного морского пути он преодолевал под проводкой атомных ледоколов Росатомфлота (дочернее предприятие госкорпорации "Росатом") - "50 лет Победы" и "Ямал".
Судно типоразмера "суэцмакс" стало самым большим танкером в истории судоходства по этой трассе: дедвейт "Владимира Тихонова" - более 162 тысяч тонн, на нём находилось более 120 тысяч тонн газоконденсата ОАО "НОВАТЭК".
Кроме того, танкер установил и рекорд скорости - движение по ТСМП гигант начал 23 августа в 8:00. Таким образом, преодоление Севморпути заняло всего 7,4 суток. Средняя скорость движения танкера составила 14 узлов.
Подобного результата удалось добиться благодаря слаженным и профессиональным действиям экипажей всех судов, участвующих в операции. Ожидается, что в ближайшее время из порта Мурманск в направление Азиатско-Тихоокеанского региона отправится крупнотоннажный сухогруз-балкер "Sanko Odyssey" дедвейтом 74800 тонн.
Это самое большое судно для сухих грузов, которое когда-либо двигалось по трассам Севморпути. На его борту - более 70 тысяч железорудного концентрата ОАО "Еврохим", произведенного на Ковдорском ГОКе. Проводкой балкера также займутся атомоходы Росатомфлота.
Кроме того, на днях в Санкт-Петербург из Приморья впервые за последние 20 лет прибыло судно, прошедшее Северным морским путем. Рефрижератор усиленного ледового класса "Коммунары Николаева" привез пять тысяч тонн лосося. До этого рыбу с Камчатки и Владивостока везли через Панамский и Суэцкий каналы.
Валентин Межевич, первый заместитель председателя комиссии Совета Федерации по естественным монополиям:
"Думаю, в будущем такие переходы судов при помощи атомных ледоколов станут профильным бизнесом Росатомфлота.
Необходимый задел у предприятия для этого есть: после передачи Атомфлота в ведение Росатома на нём были проведены значительные преобразования, технически и финансово наш атомный флот на сегодняшний день оснащён хорошо, есть грандиозные планы по строительству ледокола нового типа.
Так что - полагаю, сообщения об уникальных проводках судов на Северном морском пути (первый рейс с красной рыбой из Приморья в Санкт-Петербург, первый танкер-гигант, самый тяжелый крупнотоннажный сухогруз) скоро перестанут быть сенсацией - просто потому, что такие операции станут привычными (если, конечно, можно говорить о рутине в применении к Арктике).
Без сомнения, такие операции не просто идут на пользу атомному флоту России или Росатому, но и демонстрируют технологическое превосходство нашей страны, превращают из амбиций в задачи российские планы по завоеванию Арктики в достаточно острой конкурентной гонке с такими державами, как США, Канада, Великобритания, Норвегия.
На сегодняшний день только Россия в лице Росатомфлота обладает техническими средствами (атомными ледоколами), которые позволяют выполнять в Арктике операции любой сложности, включая сопровождение - или, языком специалистов - проводку супертанкера, супербалкера, геологоразведку арктического дна, обеспечение нефте- и газодобычи. Это делает нас лидерами на данном направлении.
Если эти действия будут продолжены (а я думаю, что так оно и будет, поскольку атомная сфера - одна из немногих, где мы можем конкурировать с мировыми лидерами, да и руководство РФ отдает приоритет развитию атомной отрасли), то станет возможным появление третьего в истории крупнейшего транспортного проекта после Суэцкого и Панамского каналов, а это новая веха в освоении Севера и развитии общества".