4 октября в самом северном российском городе - Певеке (Чукотский АО) состоялась торжественная церемония забивки первого (лидерного) шпунта в основание береговой инфраструктуры для уникальной, не имеющей аналогов в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов».
Как сообщили в концерне «Росэнергоатом» (энергетический дивизион Росатома, оператор всех АЭС России), ПАТЭС должна быть введена в эксплуатацию к 2019 г., после чего она станет самой северной в мире атомной станцией. В настоящее время статус самой северной АЭС России и мира принадлежит Билибинской АЭС, также расположенной на Чукотке, в зоне вечной мерзлоты. В церемонии, посвященной началу строительных работ на площадке размещения ПАТЭС в Певеке, приняли участие губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин, представители заказчика-застройщика – заместитель генерального директора - директор по специальным проектам и инициативам концерна «Росэнергоатом» Павел Ипатов, руководитель Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС Сергей Завьялов и другие официальные лица.
Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела ЗАО "Инвестиционная компания ЛМС":
Начало строительства на Чукотке береговой инфраструктуры для ПАТЭС «Академик Ломоносов» окончательно снимает вопросы, связанные с необходимостью создания данного плавучего атомного блока, призванного заменить выбывающую из работы самой северной в мире Билибинской АЭС в том же регионе. За счёт ПАТЭС Чукотка получит мощный драйвер для дальнейшего развития региональной экономики. Доступная и дешёвая атомная энергия сможет сделать экономически целесообразными многие сырьевые и промышленные проекты.
Росатом, кроме сохранения рынка сбыта электроэнергии для горнодобывающей промышленности на Чукотке после 2019 года, когда планируется запуск ПАТЭС, получает первый в мире опыт эксплуатации плавучей атомной станции. Это даст референтность для последующих заказов и снимет недоверие заказчиков к надёжности подобных станций в сложных условиях эксплуатации.
Интерес к ПАТЭС проявляют множество стран, в том числе и из Юго-Восточной Азии - для них экологически чистый блок небольшой мощности на побережье позволяет решить энергетические проблемы экономически развитых прибрежных регионов без необходимости вложений в подготовку инфраструктуры АЭС и работу с атомными материалами. ПАТЭС «Академик Ломоносов» - головной в серии подобных плавучих станций, поэтому, со временем, по мере отлаживания технологии изготовления и роста серийности, снизится и стоимость изготовления.
Иван Андриевский, председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К»:
Забивка лидерной сваи в вечной мерзлоте – это финишный этап реализации проекта. Таким образом, Росатом практически довел до конца проект, вызывавший множество споров и противоречий. Много вопросов вызывала стоимость проекта, его актуальность, его эффективность, безопасность. Однако проект находится на финишной прямой – и это факт. Вложения сделаны, безопасность проверена и утверждена, а эффективность предстоит оценить уже постфактум.
С одной стороны, мощность ПАТЭС не высока и в итоге и стоимость вырабатываемой энергии выглядит завышенной, если сравнивать со средней ценой. С другой стороны, цена строительства аналогичной по мощности станции в условиях Крайнего Севера так же будет немаленькой. В итоге цена производимой энергии уже не выглядит чрезмерной высокой. Второй момент – это первая ПАТЭС в мире, аналогов у станции нет, а уникальность, безусловно, подразумевает определенный перерасход. Уже сейчас есть возможность строительства более мощной, но более дешевой станции! Все это открывает новые возможности для использования ПАТЭС в самых разных частях света.
К российскому проекту проявляют интерес целый ряд стран, и за работой ПАТЭС будут пристально следить во всем мире. Страны АТР активно интересуются российским проектом для энергоснабжения прибрежных регионов. Для стран Ближнего Востока имеет значение потенциал использования ПАТЭС для опреснения воды. В целом, проект имеет очень хорошие перспективы для запуска в серию. Уникальные технологии, используемые в проекте, откроют для Росатома и российского судостроения новые рынки.
Впрочем, и для российских регионов Крайнего Севера проект ПАТЭС является весьма актуальным. За счет плавучей станции территории получат надежный источник энергоснабжения, а это основа для экономического развитии региона. Кроме того, развитие ПАТЭС станет частью более масштабных проектов государственного значения – развития Северного морского пути и освоения ресурсов арктического шельфа.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
Начало строительства береговой инфраструктуры свидетельствует о том, что проект по-прежнему реализуется, и заявленные сроки вполне достижимы. Строительство различных сооружений на материке означает главное – к ним есть что присоединять, плавучий энергоблок готов.
Ввод в строй ПАТЭС создаёт уникальный проект мирового класса, демонстрирует работающую станцию, которая будет снабжать электроэнергией и теплом обширный район Северо-Востока России. Проблема обеспечения электричеством прибрежных районов в мире стоит остро, особенно в странах АТР, что позволяет Росатому рассчитывать на заказы, тем более, когда компания будет демонстрировать все преимущества данного проекта. Причём, по мере работы ПАТЭС будет накапливаться различный опыт, который, безусловно, поможет сделать новые плавучие электростанции эффективнее.
Естественно, что и сам регион размещения – Чукотка – несомненно, выиграет благодаря данному проекту. Во многом решится вопрос завоза топлива для энергетиков, ведь для плавучей электростанции его нужно завозить гораздо реже и в меньших объемах. К станции могут быть подключены многие потребители, что обеспечит устойчивое и надёжное энерго- и теплоснабжение, что особенно важно в условиях арктического климата. Надёжный источник электроэнергии повысит инвестиционную привлекательность региона, позволит реализовать целый ряд проектов. Отказ от многих тепловых источников электроэнергии, позволит улучшить экологию в регионе, сократить вредные выбросы.
Василий Копосов, начальник отдела анализа финансовых рынков ООО «КИТ Финанс»:
Проект строительства ПАТЭС выходит на финишную прямую. Это первая в мире плавучая АЭС, по сути пилот, который помимо практической функции, будет носить функцию презентационную: именно его можно демонстрировать потенциальным зарубежным интересантам и заказчикам. В дальнейшем строительство аналогов ПАТЭС может оказаться даже более рентабельным за счет отработки технологических тонкостей.
ПАТЭС может быть интересна в первую очередь в Юго-Восточной Азии, где велик спрос на объекты генерации небольшой мощности, способные работать вблизи побережья.