4 февраля в рамках совместного проекта МИА «Россия сегодня» и Российского научного фонда прошлаexternal link, opens in a new tab пресс-конференция, приуроченная ко Дню российской науки и посвященная ключевым трендам и передовым отечественным исследованиям и разработкам, которые ведутся совместно с технологическими компаниями в области регенеративной медицины, фотоники, нефтехимии, а также цифровизации транспортной сферы. Грантополучатели Фонда рассказали об опыте сотрудничества с бизнесом и первых совместных проектах, направленных на внедрение научно-обоснованных технологий на крупнейшие предприятия страны.
Трендовые области науки, а также конкретные исследования и разработки представили
- Антон Максимов, академик РАН, доктор химических наук, директор Института нефтехимического синтеза имени А.В. Топчиева РАН,
- Григорий Соколовский, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе РАН,
- Илья Сыркин, кандидат технических наук, доцент кафедры информационных и автоматизированных производственных систем Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева,
- Анастасия Шпичка, кандидат биологических наук, заведующий лабораторией прикладной микрофлюидики Института регенеративной медицины Сеченовского Университета.
Григорий Соколовский, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе РАН, рассказал о том, почему фотоника становится ключевым технологическим направлением XXI века.
«Сейчас на наших глазах происходит качественный сдвиг от единичных лазерных источников к десяткам, сотням и тысячам лазеров на чипах, от громоздких систем к интегральной фотонике, от дорогих решений к фотонике массовых применений. При этом интеграция фотоники означает как бы новую электронику: свет обрабатывается аналогично электрическим сигналам, лазер становится частью микросхемы, граница между электроникой и оптикой стирается. Это некий фотонный аналог перехода от дискретных транзисторов к микросхемам и процессорам, изменившего наш мир во второй половине прошлого века», — отметил ученый.
Также Григорий Соколовский поделился опытом реализации прикладного проекта, поддержанного Фондом.
«Конкурсы прикладных проектов Фонда устроены сложнее, чем конкурсы проектов фундаментальных исследований. В этом случае сама компания приходит в РНФ и формирует технологическое предложение. Фонд отбирает только те заявки, которые потенциально могут стать продуктом. Затем объявляется конкурс среди ученых на разработку технологии, которую заказчик должен внедрить. Участие в таких конкурсах дает нам новое видение. Кроме того, РНФ помогает наладить диалог научного сообщества и бизнеса. Ведь к нам, ученым, не всегда нужно приходить за конечным продуктом. Мы можем предложить ключевую технологию для продукта. Но “упаковать” ее может лишь компания-заказчик», — упомянул физик.
Далее участники дискуссии представили еще один тренд, связанный с активной цифровизацией всех сфер жизни. Например, умные системы позволяют создавать более безопасные и экологичные транспортные средства. Как научное сообщество может помочь государству и бизнесу улучшить эту сферу и над чем именно работают российские исследователи? На эти вопросы ответил Илья Сыркин, кандидат технических наук, доцент кафедры информационных и автоматизированных производственных систем Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева.
Ученый подчеркнул, что транспорт — это одна из ключевых сфер, где наука и цифровые технологии уже не просто «перспектива», а реальный инструмент повышения безопасности, эффективности и устойчивого развития. Именно поэтому тема внедрения научных разработок в транспортную отрасль особенно актуальна — как для государства, так и для бизнеса.
«В рамках проекта, поддержанного РНФ, мы разрабатываем умную систему, которая анализирует данные от датчиков автомобиля и окружающей среды, обрабатывает их локально без передачи в облако, в реальном времени помогает водителю принимать более безопасные решения. Ключевое слово здесь — локальная нейросеть, встроенная прямо в бортовую информационную систему автомобиля. С научной и практической точки зрения это принципиальный момент. Важно отметить, что речь идет не о замене водителя, а о его интеллектуальной поддержке, можно сказать «цифровом напарнике», который всегда внимателен и не устает. Разрабатываемая интеллектуальная система позволит снизить аварийность, уменьшит тяжести последствий ДТП, будет помогать повышать общую культуру вождения», — отметил Илья Сыркин.
Ученый рассказал, что поддержка РНФ позволяет не просто развивать фундаментальные исследования, но и доводить научные идеи до практического применения, и поделился опытом реализации прикладного проекта с участием квалифированного заказчика ПАО «КАМАЗ» в рамках национального проекта технологического лидерства «Промышленное обеспечение транспортной мобильности».
Другой тренд, объединяющий ведущие институты и предприятия страны, связан с развитием химической промышленности и катализаторами. Почти 95% химических процессов в различных областях проходят с их использованием. Благодаря катализаторам люди получают бензин и дизельное топливо, полиэтилен и пластики, лекарства и продукты. Экспертным мнением о том, насколько успешно Россия занимается разработкой новых катализаторов и чего удалось достичь на сегодняшний день, поделился Антон Максимов, академик РАН, доктор химических наук, директор Института нефтехимического синтеза имени А.В. Топчиева РАН. Научным коллективом института реализуется проект в рамках национального проекта по обеспечению технологического лидерства «Новые материалы и химия». Технологическим заказчиком выступило предприятие «ТАНЕКО».
Спикер подчеркнул: современная химия устроена так, что новые процессы возникают довольно редко. Поэтому очень важно, чтобы эта сфера развивалась последовательно. По словам ученого, благодаря Фонду и поддержке многих проектов область нефтепереработки уже накопила огромный материал для реализации прикладных исследований, которые могут обеспечить импортонезависимость.
Говоря о взаимодействии с индустриальными партнерами, Антон Максимов выделил основные сложности, с которыми можно столкнуться при сотрудничестве, а также о том, как их можно решить, чтобы все стороны получили нужный результат.
«Бизнес — это всегда жесткий заказчик. Задача бизнес-партнера не связана с пониманием устройства мира, а направлена на обеспечение производства для заработка денег. Поэтому взаимодействие сопровождается сложными переговорами. И здесь есть несколько проблем. Прежде всего, проблема перевода. Ученые говорят на одном языке. Например, химики — на языке химических законов, реакций, тогда как бизнес — на языке своих коммерческих задач. Вторая проблема связана с выстраиванием долгосрочных отношений. И здесь роль РНФ очень важна. Фонд не только поддерживает эти отношения финансово, но и предоставляет экспертизу на всех этапах реализации проекта, что позволяет бизнесу доверять той или иной научной организации еще до начала подписания соглашений», — рассказал ученый.
Помимо реализации прикладных проектов, когда бизнес сразу обращается с конкретным запросом, существует формат взаимодействия, при котором ученые сами готовы предлагать индустрии новые решения, которые совместно могут быть доведены до рынка. Анастасия Шпичка, кандидат биологических наук, заведующий лабораторией прикладной микрофлюидики Института регенеративной медицины Сеченовского Университета, представила разработку — портативный биопринтер «Биоган», предназначенный для заживления ран. При проведении доклинических экспериментов на свиньях (минипигах) ученые показали, что применение такого «пистолета» обеспечивает эффективное восстановление тканей. Следующим этапом станут клинические испытания на людях.
«Для того, чтобы восстанавливать ткани, мы, биологи, инженеры, врачи, материаловеды, разработали целый комплекс, который включает биочернила, состоящие из гидрогелевой системы и клеток, само устройство для их нанесения, а также фотобиомодулятор для воздействия низкоинтенсивным излучением в красном и ближнем инфракрасном диапазоне. Идея применения проста: забираем клетки пациента, обрабатываем, формируем сфероиды, вносим в гидрогель — так мы получаем биочернила; затем эти чернила помещаются в наш принтер и наносятся с его помощью на место повреждения. Для дополнительного стимулирования регенерации облучаем с помощью фотобиомодулятора. Наша разработка уже успешно прошла доклинические испытания в модели полнослойной незаживающей раны у свиней», — отметила Анастасия Шпичка.
Говоря о трендах в области регенеративной медицины, Анастасия Шпичка выделила трансляцию накопленных достижений в клиническую практику. На территории России имеют разрешение на применение ограниченное количество биомедицинских клеточных препаратов, в том числе продукт Сеченовского Университета — сфероиды из мезенхимных стромальных клеток. С вступлением в силу изменений к федеральному закону «О биомедицинских клеточных продуктах» стало возможно их применение в формате госпитального исключения, когда продукт для конкретного пациента производится и применяется в одной организации. С этого момента можно видеть рост регистрируемых продуктов и наблюдать их активное клиническое внедрение на базе ведущих медицинских центров.
В завершение дискуссии участники ответили на дополнительные вопросы журналистов.