Реактор на расплавах солей - molten salt reactor (Wikipediaexternal link, opens in a new tab)
Реактор на расплавах солей (жидкосолевой реактор, ЖСР, MSR) является одним из видов ядерных реакторовexternal link, opens in a new tab деления, в которых основой охлаждающей жидкости является смесь расплавленных солей, которая может работать при высоких температурах (выше - лучше для термодинамической эффективности), оставаясь при этом при низком давлении. Это уменьшает механические напряжения и повышает безопасность. Ядерное топливо – жидкое и оно же является теплоносителем, что упрощает конструкцию реактора, уравнивает выгорания топлива, а также позволяет заменять горючее, не останавливая реактор. Одним из видов MSR и основным из разрабатываемых является жидкость на основе фторидов тория-232 и урана-233.
Во многих конструкциях ядерное топливо растворяется в расплавленном фториде теплоносителя – в соли тетрафторида. В расплав также добавлены литий и бериллий. Реакторы могут быть основаны на ториевом или на урановом топливном цикле.
При ториевом топливном цикле цепная ядерная реакция возможна только при захвате торием-232 медленных нейтронов, что требует наличия замедлителя нейтронов. Замедлителем является графит, расположенный непосредственно в самом реакторе, с регулирующими стержнями. При аварийной ситуации, когда регулирующие стержни не работают, реактор начинает перегреваться, но жидкость под действием силы тяжести сливается в аварийно-резервное хранилище, заполненное холодным раствором соли. В качестве аварийного клапана предлагается использовать пробку из более тугоплавкой соли. Нагретая соль направляется в первый теплообменник, через который циркулирует соль второго контура, не содержащая радиоактивных веществ. Этот расплав соли направляется в следующий теплообменник, где тепло передаётся гелию или водяному пару. На горячем газе работают турбины, вращающие генераторы.
MSR-реактор работает при высокой температуре, 600 – 700 °C, что НЕ превышает точку кипения расплава солей. Поэтому в реакторе давление немного выше 1 кг/см2, что позволяет обойтись без тяжёлого и дорогого корпуса. Еще одно преимущество MSR-реактора – небольшая активная зона, что требует меньше материалов для защиты.
MSR-реактор – использует торий-232 в качестве горючего, но в техническом смысле торий не является ядерным горючим, поскольку он не распадается и не может породить цепную реакцию. Но с помощью нейтрона со стороны торий можно расщепить. Эту роль выполняет уран-233. Ядро тория-232 захватывает нейтрон. После этого происходит бета-распад и изначальный торий-232 превращается через несколько промежуточных продуктов в уран-233. Таким образом, единственным расходуемым веществом является торий-232.
Расход ядерного горючего оценивается примерно в 1000 кг тория на 1000 мегаватт произведённой энергии. Высокорадиоактивных отходов производится при этом около тонны в год. Через 10 лет 83 процента из них стабилизируется, а оставшиеся 17 процентов необходимо захоронить на 300 – 500 лет. Плутония производится всего 30 грамм, поэтому такой реактор нельзя применить для производства оружейного плутония. Известные мировые запасы тория 2,23 миллиона тонн, приблизительные неразведанные составляют ещё 2,13 млн.т.
MSR-техника не так хорошо известна даже среди инженеров ядерной энергетики. Но её история начиналась ещё в 1940-х. До конца 1960-х были попытки приспособить такие реакторы, используя их малые габариты, в качестве источника энергии на самолёты. Первый такой опытный реакторexternal link, opens in a new tab действовал в 1954, бомбардировщик B-36 был оснащён им в 1955 – 1957. Ракетные технологии и межконтинентальные ракеты сделали такие самолёты, остающиеся в воздухе и не требующие дозаправки неделями, ненужными.
Главная причина того, почему MSR-реакторов сейчас нет в массовом практическом использовании, несмотря на огромные запасы сырья и малое количество отходов, – торий не был сырьём для изготовления ядерного оружия. Интерес к развитию электростанций, использующих торий, остывал в 1950 – 1960, по мере того, как разгоралась холодная война. Мегатонны тогда были важнее мегаватт, а сейчас из мегатонн получают мегаватты – треть мирового ядерного горючего на 2011 год родом из устаревшего и сокращённого ядерного оружия – урана и плутония. По состоянию на 2011 год действуют 440 реакторов, из которых 350 водо-водяных реакторов — с водой под давлением.
Общая информация
Существующие проекты представляют из себя гомогенные реакторыexternal link, opens in a new tab (в том числе, на быстрых нейтронахexternal link, opens in a new tab), работающие на смеси расплавов фторидовexternal link, opens in a new tab Li — литияexternal link, opens in a new tab, Be — бериллияexternal link, opens in a new tab, Zr — цирконияexternal link, opens in a new tab, U — уранаexternal link, opens in a new tab.
Достоинства
- Низкое давление в корпусе реактора (0,1 атм) — позволяет использовать очень дешёвый корпус, при этом исключается целый класс аварий с разрывом корпуса и трубопроводов 1-го контура.
- Высокие температуры 1-го контура — выше 700 °C, (а в реакторах сверхвысокой температурыexternal link, opens in a new tab выше 1400) и, как следствие, высокий термодинамический КПДexternal link, opens in a new tab (до 44 % для MSBR-1000), что позволяет использовать обычные турбины от тепловых электростанций.
- Возможно организовать непрерывную замену горючего, без остановки реактора - вывод продуктов деления из 1-го контура и его подпитку свежим топливом.
- Меньший радиоактивный износ материалов конструкции по сравнению с водо-водяными реакторами.
- Высокая топливная эффективность.
- Возможность построить реактор-размножительexternal link, opens in a new tab или конвертер.
- Возможность использования ториевыхexternal link, opens in a new tab топливных циклов, что значительно расширяет и удешевляет топливный цикл.
- Фториды металлов, в отличие от жидкого натрияexternal link, opens in a new tab, практически не взаимодействуют с водой и не горят, что исключает целый класс аварий, возможных для жидкометалических реакторовexternal link, opens in a new tab с натриевым теплоносителем.
- Возможность вывода ксенонаexternal link, opens in a new tab (для исключения отравления реактораexternal link, opens in a new tab) простой продувкой теплоносителя гелием в ГЦНexternal link, opens in a new tab. Как следствие — возможность работать в режимах с постоянным изменением мощности.
Недостатки
- Необходимость организовывать переработку топлива на АЭС.
- Более высокая коррозия от расплава солей.
- Более высокие дозовые затраты при проведении ремонта 1-го контура по сравнению с ВВЭРexternal link, opens in a new tab
- Низкий коэффициент воспроизводстваexternal link, opens in a new tab (КВ ~ 1,06 для MSBR-1000) по сравнению с жидкометалическими реакторамиexternal link, opens in a new tab с натриевым теплоносителем (КВ ~ 1,6 для БН-600, БН-800)
- Значительно большие (в 2—3 раза) по сравнению с водо-водяными реакторамиexternal link, opens in a new tab выбросы тритияexternal link, opens in a new tab, с которыми можно бороться подбором конструкционных материалов трубопроводов 1-го контура.
- Отсутствие конструкционных материалов.
Проекты жидкосолевых реакторов
- Aircraft Reactor Experiment, ARE, 3 МВт, Окриджская Национальная Лабораторияexternal link, opens in a new tab (ORNL) США — построен 1954 г., работал 9 дней.
- Molten-Salt Reactor Experiment, MSRE, 8 МВт, Окриджская Национальная Лаборатория (ORNL) США — уран-ториевый реактор-размножительexternal link, opens in a new tab на тепловых нейтронах с графитовым замедлителем и отражателем, работал 25 000 часов.
- Molthen-Salt Breeder Reactor, MSBR-1000, 1000 МВт, Окриджская Национальная Лаборатория (ORNL) США — уран-ториевый реактор-размножительexternal link, opens in a new tab на тепловых нейтронах с графитовым замедлителем и отражателем. Развитие MSRE — проект коммерческого реактора. Экономическая эффективность примерно соответствует водо-водяным реакторам. Может работать как в режиме конвертера, так и реактора-размножителя.
- Denatured Molten-Salt Reactor (with once-through fueling), DMSR-1000, Окриджская Национальная Лаборатория. Проект не был осуществлён