Мирный атом на колёсах

6 марта 2011

На днях один из вице-президентов ОАО «РЖД» взбудоражил общественность заявлением о скором создании атомного поезда, который будет инновационно разъезжать по городам и весям, демонстрируя последние достижения отечественной науки и техники. Новость быстро разлетелась по Интернет-пространству, вызвав неоднозначную реакцию у пользователей Сети.

Речь шла о передвижном экспериментальном выставочном комплексе, где ведущие российские компании, в том числе и госкорпорация «Росатом», смогут продемонстрировать свои самые передовые разработки. Главный критерий предметов экспозиции — инновационность и технологичность. Уже достигнута договорённость, что у «техно-поезда» будет вагон с интерактивным анимированным макетом портативной ядерной установки малой мощности.

Тем не менее некоторые журналисты сообщили о том, что атомщики, заручившись поддержкой ОАО «РЖД», строят самый настоящий атомный поезд, оснащённый ядерным реактором. Это стало поводом для небольшого переполоха, который, отгремев на лентах новостных агентств, не на шутку раззадорил и пользователей Интернета.

Разнообразная публика, зачастую весьма далёкая от науки, сразу начала всерьёз обсуждать оригинальный проект. Небывалый всплеск интереса к инновационным атомным разработкам, вызванный заявлением представителя ОАО «РЖД», вполне объясним. Такая новость — настоящий подарок для радикальных экологов, которые очень любят привязывать себя к железнодорожным путям в знак протеста против чего-нибудь атомного. Но может быть, главной причиной бурной реакции пользователей Интернета является простое следование моде. Ведь появление многочисленных энергетических технологий и идей, где эти технологии можно применить, — главный тренд современной науки.

Оригинальные концепции множатся как грибы после дождя, и проекты, подразумевающие использование солнечных батарей или ядерной установки в самых неожиданных устройствах, с недавних пор снова вошли в моду. Этим вопросом всерьёз озаботились специалисты практически всех стран — обладательниц технологий соответствующего уровня. К примеру, многие американские учёные увлечены идеей атомного реактора, который можно было бы разместить на заднем дворе, чтобы любой домовладелец мог обзавестись своей собственной электростанцией и свести на нет зависимость от энергетических компаний.

Французы изучают возможность создания подводных атомных электростанций. По их замыслу модульная АЭС должна располагаться на морском дне у побережья, поближе к крупным потребителям.

В России пошли ещё дальше — отработав технологию использования энергии атомного ядра в спутниках и других беспилотных космических аппаратах, наши учёные решили создать энергетический модуль для длительных пилотируемых космических миссий. Именно такой корабль, оснащённый специальной ядерной установкой, однажды может доставить человека к нашему ближайшему соседу по Солнечной системе — Марсу.

А исследователи из Страны восходящего солнца задумываются над совершенно на первый взгляд фантастическим проектом. Проходила информация о том, что японская компания Shimuzu предлагает концепцию так называемого лунного пояса (Lunar Ring) из солнечных электростанций и передающих устройств, построенных на Луне, для снабжения электроэнергией нашей планеты. Писатели-фантасты о таком даже не мечтали, а между тем все необходимые технологии для реализации этого смелого проекта уже существуют.

Андрей ЩУКИН,
«Страна РОСАТОМ»

СПРАВКА
В начале 1980 х сразу в нескольких конструкторских бюро и институтах Советского Союза проектировался автономный локомотив с ядерной энергетической установкой. Естественно, использовать это чудо техники планировалось в качестве тяговой единицы для боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК). Применение таких локомотивов вместо обычных тепловозов давало бы комплексу практически неограниченную автономность. К 1985 году был разработан конструктивный вариант атомовоза с реактором на быстрых нейтронах БОР 60 (тепловая мощность 60 МВт, электрическая мощность 10 МВт), однако ни одного действующего атомовоза так и не построили.
Ещё раньше, в середине 20 века, СССР и США вели работы по созданию атомолётов — самолётов с ядерной силовой установкой. Разработки этих летательных аппаратов не были доведены до логического завершения, так как решить их основные проблемы не удалось. Тем не менее проводились испытания самолётов с размещённым на борту ядерным реактором, который, однако, не был подключён к двигателям (Ту 95 (Ту 95 ЛАЛ) и B 36 (NB 36) соответственно).
Атомный автомобиль был представлен компанией Ford на Всемирной выставке в 1963 году. Концепт FordSeattle-ite был оснащён сменной силовой установкой, одним из вариантов которой мог быть компактный ядерный двигатель. По некоторым оценкам этот автомобиль должен был пробегать 8 тыс. км на одной «заправке». Кроме того, комплектация предусматривала наличие системы компьютерной навигации — предшественницы современной GPS.