Активное развитие атомной энергетики в нашей стране невозможно без решения серьёзной проблемы восполнения дефицита квалифицированных кадров. И действовать нужно в масштабах всей образовательной цепочки. Ведь именно сегодняшним детям через десятки лет предстоит развивать ядерную энергетику будущего. Поэтому Росатом не только участвует в организации учебного процесса в вузах соответствующего профиля, но и идёт дальше — в школы.
В нынешнем году на очередном всероссийском конкурсе научных работ школьников «Юниор», состоявшемся 28–30 января в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ, впервые прошёл дистанционный тур в режиме видеоконференций по Интернету. Благодаря новации в состязании, не приезжая в Москву, смогли принять участие представители Северска, Снежинска, Сарова и Нижнего Новгорода.
«Это уникальное событие, благодаря которому, — сказал начальник отдела олимпиад учебного департамента НИЯУ МИФИ Сергей Муравьёв, — мы расширяем географию «Юниора». Теперь дети из «росатомовских центров» видят, что у них есть те же самые возможности и те же самые степени свободы, что и у других школьников нашей страны».
Организаторами «Юниора» наряду с НИЯУ МИФИ выступают госкорпорация по атомной энергии «Росатом», министерство образования и науки РФ и департамент образования Москвы при поддержке компании Intel.
НАУКА - ЭТО КРАСИВО
История конкурса ведёт свой отсчёт с 1998 года. Уже в тринадцатый раз ученики 9–11 классов практически со всей России представили свои научные работы, над которыми они упорно трудились не один месяц. Причём, как рассказал Сергей Муравьёв, если в прошлом году на «Юниор» было прислано около 220 проектов (самих участников ещё больше, потому что разрешено коллективное авторство), то в этом конкурсная комиссия получила около 600. «Конечно, не все они равноценные. К заключительному этапу жюри допустило только около трети от поступивших работ. Тем не менее раньше мы проводили финал в столовой института, а теперь она уже не вместила всех участников, и, например, секция «Физика» проходила отдельно, в научной библиотеке МИФИ», — добавил Муравьёв.
Конференция «Юниор» проводится по естественно-научным и техническим направлениям в рамках пяти секций: математика (в этом году поступило 90 работ); физика и астрономия (200 работ); информатика и компьютерные телекоммуникации (80 работ); науки об окружающей среде — биология и экология (160 работ); химия (60 работ). Те, кто попал на финальную часть конкурса, прошли очень строгий отбор. Ведь квалифицированное жюри конкурса состоит из учёных и преподавателей НИЯУ МИФИ, МГУ, Физтеха, МГТУ им. Баумана, других ведущих вузов, Российской академии наук. Корреспондент газеты «Страна Росатом» сам видел, как опытные члены жюри, выслушав доклады, буквально двумя-тремя краткими вопросами обращали внимание юных соискателей на какие-то не замеченные ими интересные аспекты исследований и давали тем самым возможность повернуть работу в новое многообещающее русло.
Почему мероприятие так важно для Росатома? Одна из причин, как объяснил нам начальник отдела обучения департамента управления персоналом госкорпорации Павел Сушков, заключается в том, что «когда на рынке труда имеет место конкуренция за молодых специалистов, а профессия предполагает получение длительного серьёзного образования, многие крупные компании начинают браться за подготовку кадров не только на стадии обучения в вузе, но ещё в школе». Ведь возможность оказывать влияние на учебный процесс, диалог со школьниками, студентами и преподавателями, приближение учебных программ к отраслевой тематике помогают настроить образовательный механизм на потребности компании.
Уже сейчас можно с уверенностью говорить, что многие участники «Юниора» в будущем станут высококлассными учёными и инженерами. И чтобы не потерять перспективного специалиста, поддержать его, нужно как можно раньше заняться профподготовкой. Павел Сушков отмечает: «Этим конкурсом мы вообще помогаем одарённым ребятам. Они все талантливые, но в современных условиях талант легко потерять, необходимы усилия, чтобы его воспитать и сохранить. А конкурс «Юниор» решает эту задачу, показывает ребятам, что наука — это красиво, важно и интересно».
ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР
Примеров удачного построения единой линии образования «школа — вуз — компания» много. У НИЯУ МИФИ есть три лицея (№ 1511, № 1547, № 1523, а также школа № 978 с лицейскими классами), где ведётся специализированная подготовка школьников. Не секрет, что в центральном аппарате Росатома очень много выпускников МИФИ, и большинство из них — лицеисты ещё времён СССР. Сейчас, конечно, другая эпоха. Возродить в точности эффективную советскую систему очень сложно, но идея конкурса состоит именно в этом.
Кроме того, в атомной энергетике большое значение имеет сохранение профессиональных династий, когда дети идут в отрасль по стопам своих родителей. Иногда это происходит автоматически, просто из подражания старшим. Помочь сделать выбор совершенно осознанно, найти свою дорогу — одна из задач конкурса.
Почему для ребят, приехавших на «Юниор», участие в конкурсе тоже важно и полезно? Во первых, увлечённому естественно-научными предметами школьнику нужно знать, что он со своими интересами не находится в вакууме. На подобных мероприятиях он познакомится со своими юными коллегами, возможно, даже позавидует кому-то из них и поэтому поставит перед собой более масштабные и существенные задачи. Словом, здесь ребята попадают в полезную для дальнейшего развития их таланта творческую среду.
Кроме того, не будем забывать и о прагматическом аспекте. Дело в том, что по трём направлениям (физика, математика и биология) конкурс «Юниор» включён в перечень всероссийских олимпиад, победа в которых даёт существенные льготы при поступлении в вуз. Любое призовое место на «Юниоре» по указанным направлениям засчитывается абитуриенту как 100 баллов по ЕГЭ по соответствующему предмету. Также руководством НИЯУ МИФИ по итогам конкурса в этом году принято решение, что все победители и призёры «Юниора» в любой секции, зачисленные в 2011 году, будут получать повышенную стипендию в течение первого семестра.
Крайне важно и то, что «Юниор» не последняя ступенька для одарённого старшеклассника. Победители всероссийского конкурса получают путёвку на финальную часть Международного смотра научного и инженерного творчества школьников (International Science and Engineering Fair, Intel ISEF) в США, который проводит компания Intel. Там они уже будут представлять нашу страну. Традиционно мероприятие проходит в мае. На него съезжаются школьники со всего мира. Главный приз — 75 тыс. долларов. Кроме того, обычно около четверти юных участников патентуют сразу после смотра свои изобретения. Кстати, «юниоровцы» как правило очень неплохо выступают на Intel ISEF. За 13 лет наши ребята получили 65 премий и наград.
ПОДГОТОВЛЕННЫЕ КАДРЫ
Надо сказать, что некоторые сегодняшние участники конкурса уже проявляют конкретный и вполне осознанный интерес к атомной энергетике. Так, одиннадцатиклассница Надежда Карелина подготовила работу под названием «Непрерывный автоматический контроль качества теплоносителя атомных электростанций». Вот что говорит школьница: «Я живу в городе Северске, где планируют построить атомную электростанцию. Поэтому мне интересна такая тема, как, в частности, проблема контроля качества воды как теплоносителя на АЭС. В дальнейшем хочу поступить в вуз на специальность «химия и технология редких рассеянных элементов и наноматериалов на их основе» и работать потом химиком-технологом на атомной электростанции».
Ученица 11 класса гимназии из села Ольговка Липецкой области Екатерина Слинькова представила проект «Энергетические проблемы современности. Использование атомной энергии». В будущем она собирается подать документы на технологический факультет НИЯУ МИФИ.
Как один из важных итогов конкурса можно отметить своего рода прорыв старшеклассников из «росатомовских» городов, которые приняли участие в «Юниоре» в дистанционном режиме. Пусть по-прежнему первые места и поездку в США выиграли, в основном, школьники из Москвы и Санкт-Петербурга (на международный конкурс Intel ISEF от России отправится команда из семи человек), но и Снежинск с Северском тоже отличились. Так, старшеклассник из Снежинска Марк Плеханов занял третье место в секции «Информатика», а десятиклассница Анастасия Носкова из Северска — второе место в секции «Физика» за работу «Мираж в неравномерно нагретой воде». Жюри отметило предложенный ею остроумный и оригинальный способ экспериментальной демонстрации физического механизма возникновения миражей.
Юрий ПУЩАЕВ,
для «Страны РОСАТОМ»