26 ноября 2009

Система ликвидации участков радиоактивного загрязнения

Обеспечение радиационной безопасности Москвы – сложная многоуровневая задача, требующая взаимодействия различных структур в рамках единой функциональной системы.

В российской столице сконцентрировано более 500 организаций и предприятий, эксплуатирующих различные виды источников ионизирующих излучений (ИИИ), от радиоизотопных дымоизвещателей и рентгеновских кабинетов до ядерных реакторов и ускорителей высоких энергий. В связи с широким разнообразием ИИИ и радиационных технологий обеспечение радиационной безопасности также связано с решением самых различных задач. К ним относятся: контроль радиоэкологической обстановки, выявление и ликвидация радиационных аномалий и аварийных ситуаций; обеспечение радиационной безопасности персонала и населения (пациентов) при проведении медицинских исследований; контроль воздействия естественных источников облучения (к ним относятся радон в воздухе жилых и общественных зданий, природные радионуклиды в строительных материалах и питьевой воде); контроль содержания радиоактивных веществ в пищевых продуктах и т.д.

Принципы построения и основные элементы

Проблема радиоактивного загрязнения территории города и необходимость ее решения стали очевидны на рубеже 80-90-х годов. Первые работы по выявлению аномалий велись еще в конце 70-х, однако единой функциональной системы, направленной на кардинальное решение проблемы тогда не было, соответственно, не обеспечивался должный уровень взаимодействия различных организаций. Это привело к тому, что на загрязненных территориях начиналось новое строительство (например, микрорайона «Братеева» в 1994 году), на участках, считавшихся ранее дезактивированными, повторно выявляли радиационные аномалии. Необходимо было обеспечить единство и согласованность действий различных служб на всех этапах работ по реабилитации загрязненных территорий (обнаружение аномалии, дезактивация, прием и ввод в эксплуатацию), а также создать в строительном комплексе Москвы систему активного выявления и своевременной ликвидации участков радиоактивного загрязнения (УРЗ).

Такая система была создана в 1995 году. В ее основу положено взаимодействие основных элементов (поиск, дезактивация, приемка) с увязкой результатов работы на «конечный результат» (соответствие объектов (территорий) требованиям нормативных документов – НРБ-99 и ОСПОРБ-99). В самой системе условно можно выделить две подсистемы ликвидации УРЗ – первого и второго уровня.

С 1995 года поиск загрязненных участков осуществляют специализированные организации, имеющие в своем составе лаборатории, аккредитованные на проведение радиационных исследований строительных площадок (γ-съемки территории, исследования грунтов на содержание радиоактивных веществ, измерения плотности потока радона с поверхности почвы). Обследование участков ведется, как правило, на этапе разработки проектной документации, иногда на предпроектной стадии. Задача изысканий – определение объема мероприятий, необходимых для обеспечения требований норм радиационной безопасности.

При выявлении УРЗ поисковая организация в установленном порядке направляет донесение в органы исполнительной власти, Управление Роспотребнадзора по городу Москве и на ГУП МосНПО «Радон».

Взаимодействие ГУП МосНПО «Радон» и Управления Роспотребнадзора по городу Москве является позитивным примером решения задач в области обеспечения радиационной безопасности при выявлении и ликвидации участков радиоактивного загрязнения и других радиационных аномалий.

Регламент работ на конкретных участках

Организацию работ на отдельных УРЗ можно охарактеризовать как функциональную систему первого уровня (рис.1).


Рис. 1. Функциональная система первого уровня

Управление Роспотреб-надзора по городу Москве на основании полученных данных о радиационной обстановке принимает решение о введении ограничительных мер, направленных на предупреждение или предотвращение воздействия выявленной радиационной аномалии на население или окружающую среду, превышающего нормативы. В их число могут входить прекращение работ, ограничение доступа в зону загрязнения, медицинский осмотр групп населения или персонала, эвакуация и т.д. Кроме того, определяются критерии, на основании которых должна проводиться дезактивация участка, организуется соответствующий лабораторно-инструментальный контроль.

ГУП МосНПО «Радон», исходя из информации о характере (площадь, распределение по территории и глубине, вид загрязненного материала и т.д.) и характеристиках (МЭДγ, удельная активность, плотность загрязнения) обнаруженной аномалии, определяет порядок, характер, способ проведения дезактивации, а также необходимость привлечения через органы исполнительной власти дополнительных сил и средств для ликвидации УРЗ.

Органы исполнительной власти обеспечивают выполнение требований надзорного органа, кроме того, они отвечают за финансирование мероприятий, охрану аномальной зоны, привлечение дополнительных сил и средств, контроль осуществления и сроков выполнения работ.

В процессе работ, выполняемых специалистами ГУП МосНПО «Радон», Управление Роспотребнадзора по городу Москве проводит мероприятия по контролю качества и полноты дезактивации участка радиоактивного загрязнения. Выводы об успешном завершении работ делаются как на основании лабораторно-инструментальных исследований и информации об объемах РАО, предоставляемых «Радоном», так и на основе результатов собственных контрольных исследований, которые имеют приоритетное значение при принятии решений. Дезактивация считается законченной, если данные контрольных исследований и ГУП МосНПО «Радон» совпадают. Если этого не происходит, работы должны быть продолжены.
В отдельных случаях Управление Роспотребнадзора по городу Москве требует согласования планов работы по дезактивации, оставляя за собой право вносить дополнительные требования или критерии. По завершении работ управление оформляет заключение о соответствии состояния дезактивированного объекта (территории) требованиям нормативных документов.

Такая организация работ представляет собой замкнутую функциональную систему, включающую контроль со стороны Роспотребнадзора и обеспечивающую как полноту мероприятий по дезактивации, так и соответствие результатов работ критериям безопасности (НРБ-99).

Принятие управленческих решений

На основании анализа данных по большому числу участков радиоактивного загрязнения формируются предложения органу исполнительной власти (Правительству Москвы) по комплексу мер, направленных на решение проблемы в целом.

Это функциональная система второго уровня (рис. 2). В итоге ее реализации на территории столицы были приняты следующие нормативные и законодательные акты: Постановление Правительства Москвы от 20.06.1995 г.


Рис. 2. Функциональная система второго уровня

№ 553 «О порядке выявления, учета и использования территорий, подвергшихся техногенному радиоактивному загрязнению, и обеспечении радиационной безопасности при проведении строительных и других земляных работ на территории г. Москвы»; Московские городские строительные нормы «Допустимые уровни ионизирующего излучения и радона на участках застройки» (МГСН 2.02-97, утверждены Постановлением Правительства Москвы от 04.02.1997 г. № 57).

Введение их в действие позволило обеспечить радиационную безопасность при проведении строительных работ, выявить и ликвидировать около 2000 участков радиоактивного загрязнения (рис. 3). Если в 1984-1995 годах ежегодно выявлялось по 30-100 УРЗ, то настоящее время, в рамках описанной системы, – 10-14 загрязненных участков. Наиболее опасные по объему РАО и уровню излучения УРЗ удалось ликвидировать к 1997 году.

Рис.3. Схема расположения участков радиоактивного загрязнения, подлежащих дезактивации (нажмите, чтобы посмотреть)

Все эти мероприятия существенно оздоровили радиоэкологическую обстановку на территории российской столицы.