19 января 2012

Опыт интеграционного развития Евратома. Применим ли он на пространстве СНГ?

Atomic-Energy.ru

В современном мире все больше набирает обороты объективная тенденция – развитие региональной интеграции. Данную ситуацию можно наблюдать и на пространстве СНГ, и в Европе, и в Латинской Америке, и в Азии, и на Африканском континенте. Интеграционные процессы набирают свою мощность в различных отраслях экономики, в том числе и в области использования атомной энергии в мирных целях. Наибольший интерес на современном этапе развития цивилизации приобретает интеграционный потенциал центростремительных сил в данной области. Атомная энергия уже сейчас претендует на одно из ведущих мест среди альтернативных энергетических источников. И здесь я полностью поддерживаю точку зрения А.И.Иойрыша, что

«это даст человечеству на долгое время мощный источник энергии, необходимый для обеспечения неуклонного технического прогресса»

(А.И.Иойрыш Концепция атомного права, Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2008, С.16-17).

Евратом был создан на основании Договора об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (далее - Договор о Евратоме). Договор о Евратоме  был подписан 25 марта 1957 года и вступил в силу с 1 января 1958 года.  Ниццский договор от 26 февраля 2001 г.,  который вступил в силу с 1 мая 2003 г., внес ряд существенных поправок в Договор о Евратоме и в дальнейшем  применяется, как консолидированный текст с учетом Ниццских изменений.

 

Подписание Договора о Евратоме 25 марта 1957 года в Риме

 

Теперь рассмотрим положительные стороны и преимущества  Договора о Евратоме, которые были закреплены юридическими нормами и которые способствовали интеграции в области атомной энергии в мирных целях на европейском пространстве.

Европейский Союз (ЕС)  в этой области ставил себе задачу «создания необходимых условий для возникновения и быстрого роста атомной промышленности» (ст.1 Договора о Евратоме). Не нужно забывать, что идея создания в 50-х годах  атомного сообщества в Европе (тогда Евратом объединял только шесть западноевропейских стран: Францию, ФРГ,  Италию, Бельгию, Голландию, Люксембург) была вызвана необходимостью восстановления народного хозяйства и промышленности после Второй мировой войны и требовалось много электроэнергии для дальнейшей индустриализации стран-членов ЕС. Такой традиционный энергоноситель, как уголь уже не мог решить возникавшие энергетические проблемы, да и количество его было недостаточным, а нефтью страны региона в необходимых количествах вообще не располагали. В сложившихся условиях атомная энергетика открывала колоссальные потенциальные возможности. В целях выполнения этой задачи ЕС развивает:

  • исследовательскую работу и распространяет технические знания;
  • разрабатывает единые нормы безопасности для защиты здоровья трудящихся и всего населения, следит за их исполнением;
  • упрощает инвестиционные режим и обеспечивает, поощряя, в частности, инициативу предприятий, создание установок для фундаментальных исследований, необходимых для развития атомной энергетики в ЕС;
  • следит за регулярным и справедливым снабжением потребителей в ЕС ядерным топливом и рудой;
  • гарантирует, путем надлежащего контроля, невозможность использования ядерных материалов на другие цели, кроме тех, для которых они предназначены;
  • использует право собственности, которое признается, на владение специальными расщепляющимися материалами;
  • обеспечивает широкий сбыт и доступ к лучшим техническим средствам путем создания общего рынка специального оборудования и материально-технического обеспечения, свободного движения капиталов для инвестиций в атомные отрасли, а также предоставлением свободного выбора места работы специалистам внутри ЕС;
  • устанавливает с другими странами и международными организациями всевозможные связи, содействующие прогрессу в мирном использовании атомной энергии (ст.2 Договора о Евратоме).

Иными словами, ЕС решает поставленную задачу на основе интеграции знаний, технологий, инфраструктуры, возможностей финансирования производства атомной энергии при обеспечении необходимого уровня безопасности, а также осуществляя поставки ядерных материалов и оборудования при централизованной системе контроля.

Бюджетные исследования Евратома и стран Евросоюза (с 1994 года, млрд. Евро)

Особый акцент Евратом делает на развитие исследований. Правовой регламентации этой деятельности посвящена глава I (ст.ст. 4-11). Здесь важную роль играет Еврокомиссия, которая обязана содействовать развитию ядерных исследований в государствах-членах ЕС, а также дополнять их осуществлением исследовательских и учебных программ. Такие программы разрабатываются на период, не превышающий пять лет. Еврокомиссия периодически публикует перечень областей в ядерных исследованиях, которые она считает недостаточно изученными. При этом ее консультирует Научный и технический комитет. В целях развития координации данного процесса  Еврокомиссия может обращаться со специальным или общим запросом к государствам-членам ЕС, отдельным лицам или предприятиям с просьбой о направлении ей программ, касающихся определенных исследований. Публикация программы без согласия вышеперечисленных лиц не допустима. С целью обмена информацией и проведения консультаций, Еврокомиссия может проводить совещания представителей государственных и частных исследовательских центров с привлечением экспертов, задействованных в аналогичных или смежных областях. Еврокомиссия имеет право для поддержания исследовательских программ оказывать им финансовую помощь, предоставлять на платной или безвозмездной основе сырье или специальные расщепляющиеся материалы, установки, оборудование или экспертную помощь, побуждать исполнителей программы к совместному финансированию.

Следующий вопрос, который является важным для улучшения интеграционного поля, это существующий инвестиционный климат пространства ЕС. Нормы, регулирующие его, содержатся в Главе IV«инвестиции» и главе V«совместные предприятия» Договора о Евратоме. Физические и юридические лица, участвующие в промышленной деятельности, подпадающей под действие Договора о Евратоме, обязаны направлять в Еврокомиссию любые свои проекты инвестиций в новое оборудование и переоборудование производства. Далее Еврокомиссия обсуждает с физическими и юридическими лицами все аспекты их инвестиционных проектов и сообщает свою точку зрения заинтересованному государству-члену ЕС. Еврокомиссия также может опубликовать направленные ей инвестиционные проекты, если имеется разрешение заинтересованного государства-члена ЕС.

В целях стимулирования инициативы частных лиц и предприятий для привлечения инвестиций в атомную отрасль, Еврокомиссия «периодически публикует индикативные программы»(ст.40). На практике это содействует координации необходимого количества инвестиций.

Еще одним шагом на пути интеграции стало создание совместных предприятий в этой области, что привело к взаимопроникновению и переплетению национальных производственных процессов, формированию в рамках региона технологического единства производственного процесса.  Согласно ст. 45 Договора о Евратоме, предлагалось предприятиям, имеющим первостепенную важность для развития атомной промышленности, преобразоваться в совместные предприятия (СП), что и было сделано. СП являются юридическим лицом и в каждом государстве-члене ЕС наделяются широкой правоспособностью, признаваемой соответствующими национальными законодательствами за юридическими лицами. Таким образом, СП подпадает под действие правил, применяемых к промышленным и торговым предприятиям, если Договор о Евратоме или же собственный Устав СП не предусматривает иных положений. Устав СП также может содержать дополнительные ссылки на национальные законодательства государств-членов ЕС.

В связи с тем, что полномочия Евратома строго ограничены вопросами мирного использования атомной энергии, то в Договоре о Евратоме особое правовое регулирование получили вопросы снабжение рудой, сырьем и специальными расщепляющимися материалами (глава VI). Снабжение рудой, сырьем и специальными делящимеся материалами обеспечивается в соответствии с «принципом равного доступа к ресурсам и при соблюдении единой политики в области снабжения» (ст. 52).  Евратом является монополией по осуществлению закупок и поставок руды, ядерного сырья и специальных расщепляющихся материалов, как из источников внутри Евросоюза, так и находящихся за его пределами. «Специальные расщепляющиеся материалы являются собственностью Евратома» (ст. 86). При чем право собственности ЕС распространяется на все специальные расщепляющиеся материалы, произведенные и импортированные государством-членом ЕС. Для осуществления снабжения рудой, сырьем и специальными расщепляющимися материалами было создано Агентство по снабжению Евратома, которое наделено правом заключения соответствующих контрактов и организационно входит в состав Генерального директората Еврокомиссии по энергетике на правах отдельного директората, подчиняющегося напрямую Гендиректору.  Агентство обладает правом юридического лица и финансовой автономией. Еврокомиссия дает директивы Агентству, обладает правом вето на его решения и назначает генерального директора Агентства и его заместителя.

Несмотря на то, что Европейский Союз является крупнейшим региональным межгосударственным интеграционным объединением с сильными элементами наднациональности, государства-члены ЕС сохраняют за собой большую часть компетенции в таких вопросах, как безопасность ядерных объектов, хранение радиоактивных отходов и нераспространение.

Проанализировав Договор о Евратоме, выделив его сильные стороны, которые можно использовать, при условии, если сложатся определенные обстоятельства  на пространстве СНГ, для дальнейшей более глубокой интеграции. Прорыв в этой области на современном этапе на пространстве СНГ уже неоспорим. Рыночные преобразования, создание Таможенного союза, который начал успешно работать с 1 июля 2011 года, функционирования интеграционных объединений ОДКБ, СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП – это логичные вехи последовательного интеграционного процесса. Ценным конкурентным преимуществом стран СНГ в региональных процессах интеграции являются элементы исторической  общности, связывающие страны СНГ. И сложение их природных, технологических, интеллектуальных и трудовых ресурсов, производственная кооперация, совместное использование транспортных коммуникаций, объединение рынков помогут государствам-участникам СНГ  успешнее решать задачи модернизации и занять достойное место в международном сообществе.

Несомненно, развитие интеграционных процессов в СНГ значительно укрепит позиции России и ее соседей при вступлении в ВТО и в другие глобальные экономические и финансовые институты, создаст новые  конкурентные преимущества, позволит использовать региональный интеграционный потенциал для того, чтобы пространство СНГ смогло стать крупным полюсом глобальной экономики. 

В связи с этим атомная промышленность выходит на первый план. Ее рентабельность и конкурентоспособность по сравнению с другими видами энергоносителей – это те преимущества, которые открывают для промышленности более широкие горизонты возможностей для дальнейшего развития.

Благодаря использованию атомной энергии государства-участники СНГ смогут быстрее решить ряд важных и острых проблем, с которыми они сталкиваются на современном этапе, а именно: освоение безводных пустынь, нехватка водных ресурсов в странах Центральной Азии, осушение заболоченных земель (например, в Белоруссии, в Тюменской  области и т.д.). На новой  энергетической основе, возможно, будет организовать более детальное изучение космического пространства, в частности решить проблему полетов человека к другим планетам не только Солнечной системы, развить и удешевить космический туризм.

Комиссия государств-участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях

На пространстве СНГ действует Комиссия государств-участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях и в рамках ЕврАзЭС функционирует Совет по сотрудничеству в области использования атомной энергии в мирных целях. Решением Совета глав правительств СНГ 19 мая 2011 года были приняты Рамочная программа сотрудничества государств-участников СНГ в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года «СОТРУДНИЧЕСТВО «АТОМ – СНГ» и План первоочередных мероприятий по ее реализации, которые подписали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Российская Федерация, Таджикистан и Украина. 

Рамочная программа обобщает принципы взаимодействия государств-участников СНГ, которые предусматривают оценку потенциальных возможностей мирной атомной энергии как альтернативного источника энергии в системе общего энергопотребления в государствах-участниках СНГ. Основным механизмом реализации Рамочной программы является обеспечение эффективной координации совместных действий стран СНГ и организаций по реализации двух- и многосторонних проектов в области использования атомной энергии в мирных целях.

Проблемы развития мирной атомной энергетики и сложные механизмы их решения невозможны без формирования реальных партнерских отношений в энергетической сфере и создания энергетических и научно-технических объединений. В связи с этим можно было бы создать на пространстве СНГ новое международное региональное объединение, например, Атомную транснациональную корпорацию «ЕВРАЗИЯ» (Атомная ТНК «ЕВРАЗИЯ»), целью которой было бы развитие мирных ядерных технологий, то есть технологий, использующих ядерную энергию для электрификации и теплофикации.  На первоначальном этапе основу для Атомной ТНК «ЕВРАЗИЯ» могли бы составить Белоруссия, Россия, Казахстан и Украина. Изначально в Договор об учреждении Атомной ТНК «ЕВРАЗИЯ» можно заложить базовые правовые нормы о присоединение любого государства-участника СНГ.  Следует при разработке проекта Договора учесть и положительный опыт Евратома.

Основными направлениями в деятельности будущей корпорации предлагается выделить:

  • совместное строительство АЭС на взаиморасчетах между государствами-участниками;
  • использование мирных ядерных установок нового поколения и малой мощности;
  • оптимизация схемы размещения АЭС с учетом трансграничных перетоков электроэнергии;
  •  обеспечение безопасности в сфере использования атомной энергии в мирных целях;
  • совместная добыча урановых руд  и производство топлива;
  • совместная утилизация и вывод из эксплуатации ядерных энергетических установок, включая обращение с радиоактивными отходами;
  • совместное применение радиоизотопов и неэнергетических мирных ядерных технологий;
  • создание единой инфраструктуры обращения с отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами;
  • совместные действия по реабилитации территорий с радиационными загрязнениями;
  • единая база данных и обмен информацией;
  • совместная интегрированная система безопасности ядерных объектов.

Одной из приоритетных задач на современном этапе видится сближение и унификация законодательных и иных нормативно-правовых актов государств-участников СНГ в области разработки, производства и использования ядерных технологий в мирных целях. В любом случае необходимо продолжать работу по гармонизации правовой базы сотрудничества на пространстве СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях, проводить консолидацию усилий государств-участников СНГ на формировании совместной политики в области развития мирных ядерных технологий и продолжать обмен опытом в сфере подготовки кадров высокой квалификации в этой сфере.

В заключении, хотелось бы отметить, что на пространстве СНГ наработана уже довольно большая правовая базы в области использования атомной энергии в мирных целях и созрели объективные условия для дальнейшего этапа интеграции в этой области, а, именно, можно было бы уже создать единое атомное сообщество, как, например, было выше предложено Атомную ТНК «ЕВРАЗИЯ», на взаимовыгодных для всех государств-участников условиях.

Автор

Юлия Лебедева, магистрант Европейского учебного института  МГИМО(У) МИД России

Список литературы:

  1. Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (текст с учетом Ниццких изменений) от 25.03.1957г., Рим.
  2.  Рамочная программа сотрудничества государств-участников СНГ в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года «СОТРУДНИЧЕСТВО «АТОМ – СНГ» -  Решение Совета глав правительств СНГ 19 мая 2011 года.
  3. А.И.Иойрыш Концепция атомного права, Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2008 – 719с.