Nuclear-Submarine-Decommissioning.ru

Создание комплексной системы утилизации атомных подводных лодок на судоремонтном заводе «Нерпа»

4 июля 2019

16 мая 2019 года на базе судоремонтного завода (СРЗ) «Нерпа» (г. Снежногорск Мурманской области) состоялся технический тур в рамках федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на период 2016-2020 годов и на период до 2030 года», при котором состоялись посещение объектов утилизации атомных ледоколов «Арктика», «Сибирь» и плавтехбазы (ПТБ) «Лепсе», а также круглый стол по данной тематике.

С основным докладом на тему «Создание системы комплексной утилизации на СРЗ «Нерпа» АПЛ и судов АТО» выступил главный инженер филиала «СРЗ «Нерпа» АО «ЦС «Звездочка» Георгий Рудольфович Нейман.

По его информации, судоремонтный завод «Нерпа» в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 644-47С от 31.08.92г. определен основным предприятием по утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава флота, на Кольском полуострове.

Таким образом, с 1992 года комплексная утилизация атомных подводных лодок (АПЛ), кораблей и судов с ядерной энергетической установкой и судов атомного технологического обслуживания (АТО) с формированием блок-упаковок (в том числе реакторных отсеков), подготовленных для длительного хранения на твердом основании для СРЗ «Нерпа» является одним из важнейших направлений деятельности предприятия.

Уже в 1994 году на СРЗ «Нерпа» были выполнены первые опытные работы по утилизации АПЛ с формированием плавучих блоков, по действовавшей в то время концепции.

За истекший период завод планомерно развивал имеющуюся и создавал новую специальную инфраструктуру и совершенствовал организацию управления проектами, в результате чего на предприятии создана и успешно функционирует система, позволяющая эффективно решать поставленные задачи и успешно реализовывать достаточно уникальные проекты.

Подтверждением данного тезиса является накопленный огромный, и, вероятное всего, уникальный в мире опыт и результаты работ по комплексной утилизации плавучих объектов атомной отрасли.

Уникальные работы по утилизации АПЛ и судов АТО

Первоначальные результаты этой работы приведены ниже. Утилизировано:

  • 46 АПЛ различных проектов и модификаций (32 АПЛ до трехотсечного блока, 14 АПЛ до одноотсечного блока);
  • 9 из 10 плавучих многоотсечных блоков АПЛ, хранившихся на плаву (до одноотсечного блока);
  • 3 шестиотсечных блока АПЛ самых больших в мире АПЛ «Акула», каждый из которых состоял их двух трёхотсечных блоков;
  • 50 плавучих блоков ранее утилизированных АПЛ, с сокращением от трёхотсечных блоков до одноотсечного.

Заводом сформированы и переданы на длительное хранение в пункт долговременного хранения реакторных отсеков (ПДХ РО) «Сайда» 77 одноотсечных блоков реакторных отсеков из ранее утилизированных АПЛ, из них 29 блоков – по контрактам с иностранными заказчиками.

Заводом также были выполнены следующие работы:

  • по конвертовке плавмастерских;
  • по утилизации плавтехбазы «Лепсе»;
  • по выгрузке оборудования ядерной установки из атомного ледокола «Сибирь»;
  • по оказанию услуг филиалу «СевРАО» (подразделение ФГУП «РосРАО») по формированию реакторных отсеков, изготовлению металлоконструкций (фундаменты, переборки и подфундаментные стулья) для реакторных отсеков и утилизируемых плавтехбаз;
  • выгрузка блоков биологической защиты а/л «Арктика» и формирование блок-упаковки АППУ.

В частности, развитие проектов комплексной утилизации плавучих объектов атомной отрасли на СРЗ «Нерпа» проходило через следующие стадии:

  • 1992-2007 – утилизация АПЛ с формированием плавучих блоков с реакторными отсеками;
  • с 2007 года – утилизация АПЛ с формированием реакторных отсеков, подготовленных для хранения на твердом основании, конвертовка, последующая утилизация судов атомного техобслуживания (ПМ, ТНТ, ПКД, ПЕК и др.) с формированием БУ;
  • с 2013 года – утилизация ПТБ «Лепсе» с ОЯТ с формированием блок-упаковок;
  • с 2016 года – вывод атомных ледоколов из категории «радиационный источник» с выгрузкой оборудования ЯЭУ и формированием БУ.

Реализованные проекты

Ниже представлены некоторые из проектов, реализованные на СРЗ «Нерпа».

1. В 2002 году СРЗ «Нерпа» выполнил комплексную утилизацию АПЛ «Курск», при этом заводом сформулированы основополагающие идеи и выполнены работы по конвертовки, переводу АПЛ из дока в док, выгрузке контейнеров с аварийными изделиями, выгрузке ОЯТ на твердом основании в условиях крытого эллинга. В настоящий момент реакторный блок АПЛ «Курск» также находится в губе Сайда.

2. В 2007 году СРЗ «Нерпа» первым в России реализовал проект комплексной утилизации многоцелевой АПЛ класса «Виктор» с формированием одноотсечного блока реакторного отсека для долговременного хранения на твердом основании, минуя стадию промежуточного временного хранения данного блока на плаву. Отличие проекта заключается в необходимости дооборудования реакторного отсека конструкциями (массой около 100 тонн) для обеспечения безопасности и возможности хранения на суше.

3. В 2007 – 2012 годах СРЗ «Нерпа» выполнил работы по утилизации АПЛ класса «Альфа», обладавших сразу двумя особенностями – титановый корпус и реактор ЖМТ, в том числе оказывал содействие филиалу «СевРАО» ФГУП «РосРАО» по выгрузке отработавшей выемной части из блоков двух АПЛ, содержавших аварийное топливо.

4. С 2007 года СРЗ «Нерпа», до постройки при участии итальянской стороны судна «Итарус», выполнял транспортно-технологические операции по переводу, сформированных реакторных отсеков (до семи единиц одновременно массой до 1600 тонн) со стапелей СРЗ «Нерпа» на стапельную плиту ПДХ РО «Сайда» с использованием транспортного дока ПД-42.

5. В 2012 – 2013 годах СРЗ «Нерпа» впервые выполнил проект комплексной утилизации АПЛ класса «Оскар-II». Уникальность этого проекта заключалась в необходимости выполнения работ, во-первых, по выгрузке ОЯТ с привлечением ПТБ «Имандра» ФГУП «Атомфлот», во-вторых, по разгрузке АПЛ на плаву (около 4 000 тонн) в связи с превышением докового веса корабля по отношению к грузоподъемности дока.

6. В 2016 году СРЗ «Нерпа» впервые выполнил работы по утилизации шестиотсечного блока № 712 (класса «Акула») с формированием двух реакторных отсеков. Уникальность данного проекта заключалась, в свою очередь, в необходимости разделения в доке шестиотсечного блока на два трехотсечных плавучих блока с последующей передоковкой и дальнейшим формированием реакторных отсеков. В настоящее время СРЗ «Нерпа» также завершил работы по формированию двух одноотсечных блоков реакторного отсека зав. № 724.

7. За истекший период СРЗ «Нерпа» неоднократно выполнял работы по конвертовке и переводу к месту утилизации давно выведенных из эксплуатации АПЛ различных классов, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии, при этом часть таких АПЛ переводилась на предприятие на специальных поддерживающих понтонах СПП-200, созданных при международной поддержке по программе АМЕС.

8. В 2005 году СРЗ «Нерпа» по заказу Госкорпорации «Росатом» выполнил работы по вырезке реакторного отсека из первой атомной подводной лодки «К-3» («Ленинский комсомол») и последующей передачей его в ПДХ РО «Сайда».  В дальнейшем взамен вырезанного реакторного отсека в АПЛ был вварен полноразмерный отсек имитатор, АПЛ (не являющаяся теперь радиационно-опасным объектом) законвертована и спущена в 2017 году на воду. В настоящее время АПЛ находится на акватории СРЗ «Нерпа» в ожидании решения вопроса по её использованию в качестве музея.

9. Утилизация плавтехбазы «Лепсе, одного из самых ядерно-опасных объектов России, это уникальный проект, привлекающий большое внимание международной общественности. Судоремонтный завод «Нерпа» впервые в мировой практике выполнил работы по утилизации судна атомно-технологического обслуживания с отработавшим ядерным топливом на борту. В результате утилизации сформировано две блок-упаковки (кормовая с емкостями ЖРО и носовая, содержащая ОЯТ). Кормовая блок-упаковка (БУ) переведена на долговременное хранение в ПДХ РО «Сайда», а носовая БУ переведена в защитное укрытие для выгрузки ОЯТ.

10. В 2016 – 2018 годах выполнены работы по выгрузке ядерной энергетической установки атомного ледокола «Сибирь» и конструкций биологической защиты. Оборудование ядерной энергетической установки размещено в блок-упаковку, которая в настоящее время передана на хранение в ПДХ РО «Сайда».

11. В 2019 году выполнены работы по выгрузке блоков биологической защиты атомного ледокола «Арктика» и в данный период выполняется формирование блок-упаковки АППУ.

Международная помощь

Сложная современная техническая инфраструктура, позволяющая эффективно и с высокой степенью безопасности решать вопросы по утилизации АПЛ, судов обеспечения и атомных ледоколов, формировать одноотсечные реакторные блоки и транспортировать их в ПДХ РО «Сайда» была создана при содействии зарубежных партнеров США, Германии, Норвегии, Великобритании, Италии, ЕБРР.

Благодаря международной помощи создан причальный фронт, оборудованный грузоподъемными средствами и необходимыми энергосредами для приема плавучих объектов атомной отрасли и их последующей комплексной утилизации, а также для выполнения работ по выгрузке отработавшего ядерного топлива и его отправке на переработку, в том числе:

  • плавсредства для обеспечения буксировочных операций, выгрузки на плаву оборудования, организации санитарно-пропускного режима и радиационного контроля на плавучих объектов атомной отрасли, обеспечения приема и хранения ЖРО, в том числе три рейдовых буксира; плавучий кран грузоподъемностью 100 тонн; плавучие контрольно- дозиметрические пункты; плавучие емкости для хранения ЖРО;
  • судоподъемные сооружения, в т.ч. комплекс сооружений и оборудования, позволяющий обеспечить подъем плавучих объектов весом до 13 000 тонн при длине до 150 метров и ширине до 35 метров, а также их перевод на стационарные стапельные места утилизационного комплекса; плавучие транспортно- передаточные доки ПД-42, ПД-15.

Также на СРЗ «Нерпа» имеется комплекс гидротехнических сооружений (котлован погружения, подводные опоры для ПД-42, стыковочный центрирующий узел на набережной утилизационного комплекса) для обеспечения транспортно-передаточных операций на ПД-42; унифицированная рельсовая система для судовозных операций (по четырем нитка рельсовых путей); два комплекта судовозного оборудования (станция, самоходные и несамоходные тележки, балки ДОУ); утилизационный комплекс на основе открытой стапельной плиты (ОСП).

Защитное укрытие для выгрузки ОЯТ из носовой блок-упаковки ПТБ «Лепсе», созданное при содействии ЕБРР оснащено всеми необходимыми инженерно-техническими системами, технологическим испытательным оборудованием и стендами, оборудованием для дистанционной выгрузки ОЯТ, модульным санпропускником для обеспечения ядерно и радиационно-опасных работ.

В дальнейшем, после завершения утилизации ПТБ «Лепсе», защитное укрытие и созданное уникальное оборудование дистанционной выгрузки ОЯТ может быть эффективно использовано в перспективных проектах утилизации, том числе например, в рамках международного проекта Еврокомиссии № INSC/2013/MC/04/13 в части утилизации радиационно-опасных объектов, затопленных в Арктических морях.

За период выполнения заводом проектов комплексной утилизации за счет средств  российского бюджета, международной технической помощи, собственных средств были созданы специализированные участки, оснащенные эффективным оборудованием.

Следует отметить, что массовая утилизация периода 2000 – 2015 годов выполнена, в дальнейшем проекты комплексной утилизации будут реализовываться по мере вывода из эксплуатации объектов в незначительных объемах.

Будущие планы

До 2028 года СРЗ «Нерпа» планирует принять участие в реализации следующих проектов комплексной утилизации плавучих объектов атомной отрасли:

  • обеспечение работ по выгрузке ОЯТ ПТБ «Лепсе»;
  • утилизация шестиотсечного блока с формированием двух одноотсечных блоков;
  • формирование РО во взаимодействии с филиалом «СевРАО» ФГУП РосРАО;
  • утилизация трёх судов АТО ВМФ (3 ед.) с формированием блок-упаковок;
  • выгрузка  оборудования ядерной установки  из двух атомных ледоколов;
  • утилизация шести АПЛ, выведенных из эксплуатации в плановом порядке;
  • утилизации радиационно-опасных объектов, затопленных в Арктических морях, в рамках международного проекта Еврокомиссии №  INSC/2013/MC/04/13 (6 ед.).