20 декабря 2011 года под председательством генерального директора Госкорпорации «Росатом» С.В.Кириенко состоялось заседание Общественного совета Росатома.
Главным вопросом стало рассмотрение основных положений долгосрочной стратегии решения государственных задач в области заключительной стадии жизненного цикла объектов и материалов атомной отрасли РФ. С докладом на эту тему выступил директор Дирекции по ядерной и радиационной безопасности Росатома О.В.Крюков.
Он напомнил, что, как известно из истории атомной отрасли, первоочередной ее задачей были сначала военные цели, затем генерация электроэнергии, в то время как заключительным стадиям жизненного цикла в течение долгого времени не уделялось должного внимания. Это привело к тому, что пока еще нет полного набора решений по проблеме обращения с ОЯТ, есть ряд неопределенностей в отношении обращения с РАО и вывода из эксплуатации достаточно многочисленных опасных объектов. При этом без четкого решения проблем завершающего цикла будет проблематично в дальнейшем развивать атомную энергетику.
По его словам, со времен гонки вооружений в РФ накоплено около 22 тыс. тонн ОЯТ, 550 млн кубометров РАО, несколько сот различных объектов использования ядерной энергии, которые подлежат выводу из эксплуатации. Было бы неправильно утверждать, что до сих пор ничего не делалось для решения этих проблем – на 2008-2015 гг. принята и выполняется Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности» (ФЦП ЯРБ), готовится ФЦП на следующий период, в 2011 году принят закон об обращении с РАО, в 2012 году планируется внести законопроект об обращении с ОЯТ, успешно решается ряд наиболее острых проблем (реабилитация территории в окрестностях ПО «Маяк», вывод из эксплуатации реакторов для наработки плутония и др.). Однако, как отметил Олег Крюков,
«все эти действия должны носить более долгосрочный и комплексный характер, ответственная позиция должна формироваться именно на основе долгосрочного подхода к заключительной стадии жизненного цикла».
«Даже по итогам выполнения первых ФЦП, направленных на решение наиболее острых проблем мы пришли к выводу, что ФЦП позволяет эффективно решать эти задачи, но долгосрочная стратегия будет эффективнее. Это подтверждает и мировая практика. Могу привести в пример соответствующую программу в США, рассчитанную до 2070 года, Великобритания также создала свою программу на 100 лет, и именно долгосрочность позволяет решать эти проблемы должным образом», - сказал он.
По словам Крюкова, первые шаги в направлении создания долгосрочной стратегии уже делаются. Создана стратегия развития Госкорпорации «Росатом» по вопросам заключительной стадии ядерного топливного цикла до 2030 года. Она утверждена правлением Госкорпорации и должна стать основой для долгосрочной стратегии в этой области, которая будет окончательно подготовлена в 2013-2016 годах. Такой большой срок на разработку требуется потому, что предстоит очень большой объем работы – необходимо проработать решение по каждому объекту, свести это все в единую программу, определить стоимость и распределить ее по годам. В течение ближайших трех лет появится такая детализированная программа. Ее основные положения будут открыты для широкого обсуждения.
Особенно детально Олег Крюков остановился на вопросе об отношениях между государственными и коммерческими структурами в решении вопросов ядерного наследия.
«Часть, «неподъемная» для бизнеса – это государственная часть, мы должны создать инфраструктуру и не только ее спроектировать, но и реализовать, и при этом необходимо создание нормативно-правовой базы для новых коммерческих организаций. Далеко не ко всем задачам можно привлечь коммерческие организации, но мы должны четко разделить государственную часть и бизнес-часть, поскольку бизнес-часть позволит решать многие проблемы наиболее эффективно и наименее затратно» – сказал он.
Основные цели долгосрочной программы – утилизация всех объектов «ядерного наследия», вывод из эксплуатации остановленных ядерно и радиационно опасных объектов и решение задачи захоронения РАО ориентировочно к 2070 году. Эта дата примерно соответствует срокам, отведенным на реализацию подобных задач в США и Великобритании.
Некоторые из выступивших при обсуждении этого вопроса членов Общественного совета предложили внести в долгосрочную программу не только сами предприятия атомной отрасли, но и территории в окрестностях предприятий, а также реабилитацию территорий, где проводились мирные ядерные взрывы. Олег Крюков заверил собравшихся, что все названные объекты, несомненно, будут учтены в долгосрочной программе, и отведенный на разработку этих программ трехлетний срок как раз и нужен для того, чтобы провести полную инвентаризацию всех объектов, подлежащих выводу из эксплуатации и реабилитации.
Подводя итоги обсуждения, генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко подчеркнул: «мы приступаем к решению очень серьезной задачи, о необходимости решения которой говорили очень давно. Он отметил, что сегодня, когда решены наиболее острые проблемы «ядерного наследия» задачи и получен определенный опыт, стало возможным оценить масштабы предстоящих задач.
«Нет смысла составлять программу на 3-5-7 лет, если подходить к вопросу серьезно, то нужна действительно долгосрочная программа», - сказал он.
Кириенко также сообщил, что реализация долгосрочной программы потребует крупных финансовых вложений, а также принятия ряда новых законодательных актов, в связи с чем в настоящее время руководство Госкорпорации «Росатом» проводит работу с рядом федеральных министерств и ведомств, от которых зависит решение этих задач.
«То, что мы сегодня сделали по ликвидации ядерного наследия – это пока лишь только верхняя часть айсберга, и нам еще предстоит огромный объем работы», - подчеркнул руководитель Росатома.
Вторым важным вопросом, обсуждавшемся на заседании Общественного совета Росатома, стал вопрос об обеспечении радиэкоологической безопасности в районе расположения ФГУП «ПО «Маяк». С информацией на эту тему выступил генеральный директор ФГУП «ПО «Маяк»» Сергей Баранов. По его словам, ядерное наследие работы комбината «Маяк» включало в себя три главных проблемы:
- Теченский каскад водоемов, где скапливались жидкие отходы, сбрасывавшиеся в реку Теча;
- Восточно-уральский радиоактивный след, образовавшийся вследствие аварии 1957 года;
- последствия инцидента 1967 года, когда из-за засухи иловые отложения озера Карачай были разнесены по большой территории.
Как рассказал гендиректор «Маяка», для ликвидации этих проблем велись работы в двух направлениях: обеспечение безопасных условий хранения накопленных ЖРО и создание технологий их отверждения. В настоящее время можно говорить о следующих результатах:
- на Теченском каскаде сооружена замыкающая плотина длиной около 2 км, в 2008 году были проведены работы по укреплению этой плотины, в 2009 году налажена система мониторинга ее состояния. В результате сегодня река Теча находится в режиме самоочищения, и, по международным и российским нормативам ее вода уже не считается радиоактивно опасной;
- завершается строительство здания очистки среднеактивных отходов (вступит в строй в 2012 году) и цеха цементирования на радиохимическом производстве (вступит в строй в 2013 году). Это позволит к 2015 году закрыть озеро Карачай, превратив его в приповерхностное хранилище;
- запущена в эксплуатацию установка по очистке низкоактивных отходов производительностью 10 кубометров в час, на выходе получается вода питьевого качества. К 2018 году сбрасывать НАО никуда не будут;
- в 1988 на комбинате были начаты работы по остекловыванию РАО, в общей сложности наработано 6 тыс. т. стекла для захоронения (чтобы был понятен масштаб цифр – удалось локализовать активность, равную 12,5 Чернобылей). Сейчас идут работы по строительству новой печи по остекловыванию высокоактивных отходов.
В результате всех этих работ сегодня человек, живущий в окрестностях «Маяка», получает дозу облучения в размере не более 10% от предельно допустимой. Текущая деятельность предприятия не оказывает влияния на радиоэкологическую обстановку. Хотя еще и остаются определенные проблемы и работы по реабилитации территории еще не завершены, тем не менее в целом радиационная обстановка не представляет опасности для персонала и для дальнейшей работы предприятия.
Продолжил тему первый заместитель генерального директора ФГУГП «Гидроспецгеология» Марк Глинский, который выступил с докладом об информационно-аналитической системе радиоэкологического мониторинга ФГУП «ПО «Маяк»».
«В окрестностях территории ПО «Маяк», - сообщил он, - имеется обширная сеть наблюдений, 400 скважин, большое число наблюдательных пунктов, и движение радионуклидов с подземными водами детально изучено».
По его словам, за время существования ПО «Маяк» накоплен не имеющий аналогов в мире объем информации о состоянии недр в районе расположения предприятия.
Как сообщил Марк Глинский, для обработки этой информации разработана информационно-аналитическая система радиоэкологического мониторинга (ИАС РЭМ) ФГУП «ПО «Маяк»». В первом квартале 2012 года планируется проведение научно-технического совета на «Маяке» по детальному рассмотрению технического проекта, с тем, чтобы к 2015 году система была запущена в промышленную эксплуатацию.
«После отработки на «Маяке» приступим к внедрению системы на еще 15 предприятиях, для которых в ФЦП ЯРБ предусмотрены конкретные реабилитационные мероприятия», - сказал он.