Atomic-Energy.ru

Общественный Совет Росатома заслушал отчет о выполнении ФЦП ЯРБ

15 апреля 2013

12 апреля 2013 года под председательством генерального директора Госкорпорации «Росатом» С.В.Кириенко состоялось очередное заседание Общественного совета Госкорпорации «Росатом». Основным вопросом стал отчет заместителя директора по государственной политике в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО госкорпорации «Росатом» Александра Абрамова о выполнении Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (ФЦП ЯРБ).

ФЦП была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2007. На момент утверждения программы имелся ряд первоочередных проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности:

  • остановлены, но не выведены из эксплуатации ядерно и радиационно опасные объекты, в т.ч. 10 промышленных уранграфитовых реакторов, 4 блока АЭС,  свыше 110 иных объектов Росатома и около 50 объектов других ведомств;
  • в некоторых приповерхностных хранилищах не обеспечена надежная изоляция РАО от окружающей среды;
  • накоплено свыше 18500 тонн ОЯТ, близки к переполнению пристанционные хранилища ОЯТ на АЭС с реакторами РБМК;
  • отсутствовала необходимая нормативно-правовая база;
  • перешагнули 50-60-летний рубеж и требуют незамедлительной модернизации инженерные системы некоторых ядерно и радиационно опасных объектов и т.д.

Для решения этих задач в ФЦП ЯРБ было включено 372 мероприятия, на выполнение которых было выделено 145,3 млрд рублей (131,8 млрд – из госбюджета, 13,5 млрд – из иных источников). Данная сумма была промежуточным вариантом между двумя крайностями: «отложенным решением» и «интенсивным развитием». Для сравнения: в США вопросами решения проблем «ядерного наследия» начали заниматься с 1980 года, вложив в это направление в общей сложности уже свыше 100 млрд долларов.

90% всех выделенных средств было направлено на 58 объектов, основных – 14. Самым дорогостоящим из введенных в действие объектов стало «сухое» хранилище ОЯТ РБМК на ГХК в Железногорске, запущенное в декабре 2011 года, благодаря которому с 2012 года началась разгрузка пристанционного хранилища ОЯТ на Ленинградской АЭС. Самый дорогостоящий проект НИОКР – опытно-демонстрационный центр (ОДЦ) по переработке ОЯТ на том же ГХК.

В числе прочих важных результатов:

  • вступил в силу закон об обращении с РАО;
  • решен ряд проблем «ядерного наследия» ФГУП «ПО «Маяк», в частности, с Теченским каскадом водоёмов;
  • снята угроза переполнения хранилищ ОЯТ исследовательских реакторов;
  • создан опытно-демонстрационный центр по выводу из эксплуатации уран-графитовых реакторов на СХК;
  • начаты работы по выводу из эксплуатации объектов в Москве (подкритический стенд в НИИХТ, корпус «Б» во ВНИИНМ им. Бочвара, объекты в Курчатовском институте);
  • готовятся к выводу из эксплуатации объекты Кирово-Чепецкого химкомбината (которые ранее относились к категории «заброшенных и сильно загрязненных»).

Мониторинг выполнения ФЦП осуществляется по 10 показателям и 4 целевым индикаторам. По состоянию на конец 2012 года все они соответствовали плановому уровню. По предварительным итогам можно ставить вопрос о разработке ФЦП ЯРБ на период 2015-2020 годов (условно названную «ФЦП-2»). Конкретный объем внесенных в нее задач будет зависеть от объема финансирования. При обсуждении будущих задач был высказан ряд предложений, в частности, касающихся реабилитации территорий проведения мирных ядерных взрывов.

По итогам обсуждения вопроса были приняты следующие решения:

  • особое внимание уделить вопросам информационного обеспечения реализации ФПЦ ЯРБ;
  • на летнем заседании Общественного совета обсудить концепцию ФЦП-2;
  • на осеннем заседании Общественного совета  обсудить предложения по законопроекту об обращении с ОЯТ.

Вторым вопросом, рассмотренным на заседании Общественного совета, стало использование суперкомпьютерных технологий для решения задач ЯРБ. С докладом выступил директор департамента развития научно-производственной базы ядерного оружейного комплекса Сергей Власов. По его словам, в настоящее время предприятия ядерного оружейного комплекса (в первую очередь РФЯЦ-ВНИИЭФ в Сарове) являются лидерами в РФ по разработке и производству суперкомпьютеров, что обусловлено необходимостью моделирования ядерных испытаний.  Так, сегодня во ВНИИЭФ находятся самая мощная супер-ЭВМ в СНГ и несколько компактных супер-ЭВМ, суммарной мощностью в размере 1/3 от всех используемых в российской промышленности. По пиковой мощности российские супер-ЭВМ несколько  уступают американским, но благодаря использованию параллельных расчетов в итоге получаются сопоставимые мощности.

Общественный Совет одобрил предложение Сергея Власова об использовании этих вычислительных мощностей для гидрогеологического моделирования. Для этого разработан пакет программ «НИМФА», которое может иметь целый ряд применений – от выбора места площадок АЭС до исследования миграции нуклидов в хранилищах РАО.

Также на заседании Общественного совета был рассмотрен отчет о работе Общественного совета за 2012 год. С докладом на эту тему выступил заместитель председателя Общественного совета Анатолий Назаров. За 2012 год было проведено 3 заседания, в т.ч. заседание в режиме коллегии, и открытое заседание на форуме-диалоге. В числе результатов работы:

  • вступление в силу указа президента и постановления правительства о согласовании на общественных советах нормативно-правовых актов (первый случай – на Общественном Совете 11 декабря с одобрением корректив в проект «Прорыв»);
  • продолжается практика проведения форумов-диалогов, в том числе региональных – проведен региональный форум-диалог в Томске; региональный форум в Мурманской области;
  • проводятся конкурсы социально значимых проектов («Школа Росатома», «Территория будущего Росатома» и др.)
  • начат выпуск «Библиотеки общественного совета» по направлениям развития атомной отрасли, представляющим интерес для населения, в частности, серии брошюр о влиянии радиации на природу и человека и о перспективных направлениях (замкнутый ЯТЦ, термоядерная энергетика, разработка ядерного электрореактивного двигателя и др.).

По итогам обсуждения было решено одобрить деятельность Общественного совета за прошедший год и продолжать работу по указанным направлениям.