Главы закрытых городов (ЗАТО) требуют сохранить дополнительное финансирование от ГК «Росатом» в рамках статьи 5 федерального закона о ЗАТО. Хотя нормативный акт фактически не действует, муниципалы уверены, что ликвидация его без введения альтернативных мер поддержки приравняет ЗАТО к рядовым городам, оставив от ранее выгодного статуса исключительные минусы.
Переговоры на федеральном уровне о сохранении мер поддержки со стороны госкорпорации обещают затянуться еще минимум на месяц. Единственное, чего пока удалось достичь некоторым городам, – сохранения регионального соглашения с «Росатомом», хотя призрачные объемы его финансирования вряд ли перекроют транши в сотни миллионов рублей, которые сулил закон «О закрытых территориальных образованиях».
После обращения в Госдуму Ассоциации глав ЗАТО рассмотрение проекта об отмене 5 статьи федерального закона было приостановлено. Соответствующее решение, как поделились с «Правдой УРФО» главы городов, было принято накануне. Основанием для отмены статьи принятого более 20 лет назад закона было ее фактическое неисполнение. Закон предусматривал дополнительное выделение в муниципальные бюджеты со стороны предприятий «Росатома» 10% от суммы затрат на строительство производственных объектов (сверх сметы), а также отчисление 1% от суммы полученного ими оборонзаказа для дополнительного финансирования программ здравоохранения и экологии. Как отмечают главы уральских ЗАТО, теоретически это могли быть весьма приличные суммы, исчисляющиеся сотнями миллионов рублей (поскольку сумма оборонзаказа секретна, точных данных не приводят). Основной причиной неисполнения финансово емкой статьи закона было отсутствие порядка финансирования.
«Ассоциация ЗАТО еще в середине 2013 года разработала порядок. Его направили в федерацию, но ответа так и не получили. Были разные альтернативные предложения. Мы бы хотели получать средства в рамках целевых программ под конкретные объекты»,
– рассказала «Правде УРФО» заместитель главы администрации Лесного по экономике Татьяна Гордеева.
Негативная тенденция и по другим ЗАТО в Челябинской и Свердловской областях. В Озерске с 2011 по 2013 годы доходы бюджета сократились с 2,776 (в 2008 год уровень дохода был примерно на том же уровне) до 2,733 миллиарда рублей. В Трехгорном в 2011 году в муниципальную казну из всех источников собрали 1,334 миллиарда рублей. Теперь к этой цифре приблизиться городу достаточно сложно.
Особо обеспокоил руководителей уральских ЗАТО переход в 2014 году медицинских учреждений на систему одноканального финансирования. Если ранее медсанчасти этих городов получали средства через Федеральное медико-биологическое агентство и ФОМС, то по новым «дорожным картам» предлагался вариант обеспечения, в основном, за счет средств ОМС. Однако узнали об этом в муниципалитетах в ноябре, когда бюджет фонда медстрахования был уже поделен. В результате в Трехгорном более чем в 1,5 раза возможно сокращение коечного фонда в медчастях, в том числе в 2 раза – коек в роддоме, ожидается закрытие детского бассейна в одной из больниц. Урезан фонд зарплаты персонала.
Закрытые города направили в адрес председателя правительства РФ обращения о необходимости дополнительной поддержки. Критическая ситуация еще раз напомнила муниципалам о необходимости сохранения и реального исполнения статьи 5 закона о ЗАТО, которая дает возможность получать 1% от суммы оборонзаказа градообразующих предприятий «Росатома» на здравоохранение и экологию.
Значительно лучше на фоне остальных уральских ЗАТО выглядит Новоуральск. С 2011 по 2013 год его доходы выросли с 2,936 до 3,378 миллиарда рублей. Вблизи города планируется создать индустриальный парк, предприятия которого обеспечат занятость населения после увольнений с «Уральского электрохимкомбината» и дадут бюджету дополнительные налоговые доходы.
«Росатом» сейчас тщательно считает свои доходы и расходы. Все сводится к тому, чтобы давать деньги под проекты развития. Предложения от ЗАТО внимательно рассматриваются. Идет конкретная работа на федеральном уровне. В Свердловской области «Росатом» предлагает оставить ту схему финансирования, которая существует»,
– говорит Владимир Машков.
Для свердловских ЗАТО, получивших от дочек «Росатома» социальный комплекс, как показала практика, существующий вариант распределения средств госкорпорации ожидаемых результатов не приносит. Потому и фактическое приведение в действие статьи 5 федерального закона о ЗАТО актуальности не теряет. Вопрос об изменениях в закон, как ожидают в администрациях закрытых городов, на федеральном уровне должен решиться в течение 1-2 месяцев.